духовные и материальные феномены, положительно влияющие и воздействующие на подрастающего человека в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими являются также привносимые в результате активной, субъективно-воспитательной педагогической деятельности воспитателей (родителей и педагогов), общественные ценности, формирующие личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способной адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни.
В.ц. представляют собой такие качества, свойства, желания, инстинкты, стремления личности, которые родители и педагоги хотели бы реализовать, воплотить в своих детях в необходимых и достаточных для этого социальных условиях, что сделало бы их счастливыми и, вместе с тем, полезными для общества гражданами.
Очевидно, что В.ц., их идеальные феномены, составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность ее внутреннего мира, ее направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, знаниях, навыках, умениях; в развитых сущностных силах; проявившуюся в социально обусловленных отношениях, деятельности и общении.
В.ц. по своей природе и содержанию, суть порождение объективных социальных условий и обстоятельств, а воспитатели, независимо от степени понимания и осмысления их сути, часто на эмпирическом уровне, пользуются и руководствуются ими. Однако особенно эффективными В.ц. становятся в случае их педагогического осмысления, сознательного их использования и привития учащимся.
В.ц. имеют в общественной жизни и человеческом сознании различные сроки продолжительности существования: неодинаковую для данного общества качественную ценность; приживаемость в воспитательных системах и педагогическую эффективность. В связи с этим все В.ц. могут быть подразделены, классифицированы на вечные – общечеловеческие – конкретно-исторические; устойчивые – ментальные, этнические; индивидуально-личностные и заимствованные – превносимые из других культур.
К вечным, общечеловеческим ценностям относятся: духовно-религиозные и духовно-атеистические;
способствующие развитию всех сущностных сил и дарований индивидуальности;помогающие обретению внутренней нравственной свободы, сознание долга и ответственности;
формирующие нравственный индивидуализм и коллективизм на духовном фундаменте совести, любви, надежды, чести, достоинства, интеллектуальности;
развивающие способности к производственному интеллектуальному и физическому труду;
содействие нравственному, эстетическому и экологическому восприятию и осознанию мира.
К преходящим и исчезающим и заменяющимся конкретно-историческими, относятся: идеологические и политические приоритеты;
система правовых и нравственных норм, правового и нравственного сознания; уровень сознания, поведения и качество гражданственности;
перспективность жизни и жизненно-практические ориентации; «художественные» ориентации буржуазной массовой псевдокультуры; ориентация в моде, этикете, манерах и штампах поведения; приоритеты в профессиях.
К устойчивым морально-этическим В.ц. относятся:
черты национального характера, выработанные единством национального исторического опыта, особенностями производства, национальной культуры, географических условий, международного положения;
традиции, обычаи, фольклор, уклад жизни, суеверия, заклинания, загадки, народные врачевания и колдовство;
образовательная традиция (формы, методы, содержание обучения); особенности семейных традиций, отношений;
народные ремесла, умельцы и их промыслы;
национальное художественное изобразительное, музыкальное, театральное, кинематографическое, поэтическое творчество;
своеобразие обрядов, религиозного верования, культов, образов жизни и ритуального действия.
К вечным социально-значимым индивидуально-личностным ценностям относятся такие, как:
неистребимая воля к жизни;
независимость мышления, суждения, поведения и вытекающие из нее открытость, независимость поступка, прямота, смелость;
законопослушание и способность совершенствовать законы;
превалирование духовного начала над животным, разума, сознания и чувства долга над инстинктом;
справедливость;мужество; умеренность; рассудительность; милосердие;
верность и преданность истине, добру и красоте; близость к природе и естественный экологизм;
внутренняя самодисциплина, самосовершенствование и саморегуляция;
сохранение своего лица, чувства чести и внутреннего человеческого достоинства; сопротивления самоуничтожению, уничтожению и оскорблению.
К психологически значимым индивидуально-личностным В.ц. относятся социально- адаптационные. Социально-адаптационными психологическими ценностями, особенно для подростков и юношества, являются такие, как настойчивость и упорство, даже упрямство в стремлении к достижению цели, способность приспособления к реальным условиям жизни и вместе с тем желание изменить и улучшить их. Это требует от молодого рабочего терпения, непокорности судьбе, наличия мечты и целеустремленности. Вместе с тем, позитивная социальная адаптация немыслима без глубокого осознания своего реального социально-экономического статуса и понимания того, что изменение этого статуса в лучшую сторону возможно лишь в рамках правовых и моральных норм, при сочетании свободы выбора с сознанием ответственности перед богом, обществом и собой. Неотъемлемой, органической частью социально-адаптационных ценностей являются профессионально-адаптационные. Речь идет о возможно более основательном самопознании (конечно, с помощью взрослых) своих интересов, склонностей, задатков, способностей, таланта. Свободный выбор дела, занятия, профессии сопровождается всегда достаточно легким самоопределением, любовью к делу, добросовестностью и честностью в работе, техническим и эстетическим творчеством.
К заимствованным, переносимым из других культур, относятся как позитивные В.ц., так и негативные псевдоценности. Например:
деловые качества бизнесмена (США); галантность обращения с женщиной (Франция);
дисциплинированность и исполнительность (Германия); уважение к старшим (Восток);
способы саморегуляции (восточные религии); традиционная правопослушность (Англия);
бездумное и животно удовлетворяющее потребительство (Западная Европа и США); организованная преступность (США и Италия);
наркомания, токсикомания, проституция;
приверженность буржуазной массовой культуре и фанатизм в спорте (США, Англия, Италия);
криминально-полицейский романтизм (США, Италия, Франция).
Лит.: Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. – М., 1997; Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. –Самара, 1997; Никандров Н.Д.Россия: ценности общества на рубеже XXI века. – М., 1997; Пономарев В.А. Психология духовности профессионала. – М., 1997.
Б.Т. Лихачев