ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
духовные и материальные феномены, положительно влияющие и воздействующие на подрастающего человека в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими являются также привносимые в результате активной, субъективно-воспитательной педагогической деятельности воспитателей (родителей и педагогов), общественные ценности, формирующие личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способной адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни.
В.ц. представляют собой такие качества, свойства, желания, инстинкты, стремления личности, которые родители и педагоги хотели бы реализовать, воплотить в своих детях в необходимых и достаточных для этого социальных условиях, что сделало бы их счастливыми и, вместе с тем, полезными для общества гражданами.
Очевидно, что В.ц., их идеальные феномены, составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность ее внутреннего мира, ее направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, знаниях, навыках, умениях; в развитых сущностных силах; проявившуюся в социально обусловленных отношениях, деятельности и общении.
В.ц. по своей природе и содержанию, суть порождение объективных социальных условий и обстоятельств, а воспитатели, независимо от степени понимания и осмысления их сути, часто на эмпирическом уровне, пользуются и руководствуются ими. Однако особенно эффективными В.ц. становятся в случае их педагогического осмысления, сознательного их использования и привития учащимся.
В.ц. имеют в общественной жизни и человеческом сознании различные сроки продолжительности существования: неодинаковую для данного общества качественную ценность; приживаемость в воспитательных системах и педагогическую эффективность. В связи с этим все В.ц. могут быть подразделены, классифицированы на вечные – общечеловеческие – конкретно-исторические; устойчивые – ментальные, этнические; индивидуально-личностные и заимствованные – превносимые из других культур.
К вечным, общечеловеческим ценностям относятся: духовно-религиозные и духовно-атеистические;
способствующие развитию всех сущностных сил и дарований индивидуальности;помогающие обретению внутренней нравственной свободы, сознание долга и ответственности;
формирующие нравственный индивидуализм и коллективизм на духовном фундаменте совести, любви, надежды, чести, достоинства, интеллектуальности;
развивающие способности к производственному интеллектуальному и физическому труду;
содействие нравственному, эстетическому и экологическому восприятию и осознанию мира.
К преходящим и исчезающим и заменяющимся конкретно-историческими, относятся: идеологические и политические приоритеты;
система правовых и нравственных норм, правового и нравственного сознания; уровень сознания, поведения и качество гражданственности;
перспективность жизни и жизненно-практические ориентации; «художественные» ориентации буржуазной массовой псевдокультуры; ориентация в моде, этикете, манерах и штампах поведения; приоритеты в профессиях.
К устойчивым морально-этическим В.ц. относятся:
черты национального характера, выработанные единством национального исторического опыта, особенностями производства, национальной культуры, географических условий, международного положения;
традиции, обычаи, фольклор, уклад жизни, суеверия, заклинания, загадки, народные врачевания и колдовство;
образовательная традиция (формы, методы, содержание обучения); особенности семейных традиций, отношений;
народные ремесла, умельцы и их промыслы;
национальное художественное изобразительное, музыкальное, театральное, кинематографическое, поэтическое творчество;
своеобразие обрядов, религиозного верования, культов, образов жизни и ритуального действия.
К вечным социально-значимым индивидуально-личностным ценностям относятся такие, как:
неистребимая воля к жизни;
независимость мышления, суждения, поведения и вытекающие из нее открытость, независимость поступка, прямота, смелость;
законопослушание и способность совершенствовать законы;
превалирование духовного начала над животным, разума, сознания и чувства долга над инстинктом;
справедливость;мужество; умеренность; рассудительность; милосердие;
верность и преданность истине, добру и красоте; близость к природе и естественный экологизм;
внутренняя самодисциплина, самосовершенствование и саморегуляция;
сохранение своего лица, чувства чести и внутреннего человеческого достоинства; сопротивления самоуничтожению, уничтожению и оскорблению.
К психологически значимым индивидуально-личностным В.ц. относятся социально- адаптационные. Социально-адаптационными психологическими ценностями, особенно для подростков и юношества, являются такие, как настойчивость и упорство, даже упрямство в стремлении к достижению цели, способность приспособления к реальным условиям жизни и вместе с тем желание изменить и улучшить их. Это требует от молодого рабочего терпения, непокорности судьбе, наличия мечты и целеустремленности. Вместе с тем, позитивная социальная адаптация немыслима без глубокого осознания своего реального социально-экономического статуса и понимания того, что изменение этого статуса в лучшую сторону возможно лишь в рамках правовых и моральных норм, при сочетании свободы выбора с сознанием ответственности перед богом, обществом и собой. Неотъемлемой, органической частью социально-адаптационных ценностей являются профессионально-адаптационные. Речь идет о возможно более основательном самопознании (конечно, с помощью взрослых) своих интересов, склонностей, задатков, способностей, таланта. Свободный выбор дела, занятия, профессии сопровождается всегда достаточно легким самоопределением, любовью к делу, добросовестностью и честностью в работе, техническим и эстетическим творчеством.
К заимствованным, переносимым из других культур, относятся как позитивные В.ц., так и негативные псевдоценности. Например:
деловые качества бизнесмена (США); галантность обращения с женщиной (Франция);
дисциплинированность и исполнительность (Германия); уважение к старшим (Восток);
способы саморегуляции (восточные религии); традиционная правопослушность (Англия);
бездумное и животно удовлетворяющее потребительство (Западная Европа и США); организованная преступность (США и Италия);
наркомания, токсикомания, проституция;
приверженность буржуазной массовой культуре и фанатизм в спорте (США, Англия, Италия);
криминально-полицейский романтизм (США, Италия, Франция).
Лит.: Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. – М., 1997; Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. –Самара, 1997; Никандров Н.Д.Россия: ценности общества на рубеже XXI века. – М., 1997; Пономарев В.А. Психология духовности профессионала. – М., 1997.
Б.Т. Лихачев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
292.47 кб

К проблеме ценностей воспитательной деятельности

Калинина Елена Анатольевна
Читать PDF
311.82 кб

Ценностно-ориентирующие и воспитательные функции народной культуры

Москвина Г. Н.
Читать PDF
74.64 кб

Модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза

Воропаев Михаил Владимирович, Молоканова Елена Анатольевна
The article considers the experience of mathematical model construction of the value and sense kernel of the educational system of military high school, and the nature of pedagogical interactions being the basis of functioning of
Читать PDF
650.67 кб

О роли воспитательных ценностей в современном историческом образовании

Перепелицина Т.И., Каримова А.Т.
Статья посвящена вопросу о воспитательном значении нравственно-эстетических ценностей в образовании. Рассмотрены базовые понятия образования, воспитательных ценностей.
Читать PDF
288.01 кб

Ценностные отношения личности как объект воспитательной работы педагога

Бабурова И. В.
Рассматривается сущность междисциплинарных понятий (и их соотношение), достаточно прочно утвердившихся в понятийном аппарате современной теории воспитания, а именно: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, идеал и д
Читать PDF
2.19 мб

Развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности

Базалий Раиса Викторовна
Описана обновленная система воспитания кафедры теории и методики профессионального образования Донского государственного технического университета.
Читать PDF
367.32 кб

Воспитательная деятельность вуза в контексте ценностных ориентаций студентов

Пономарев Александр Владимирович
В статье рассматривается понятие, сущность и содержание ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в контексте организации воспитательной деятельности вуза.
Читать PDF
152.28 кб

О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе

Стронгин Роман Григорьевич, Петров Александр Васильевич
Рассматриваются вопросы выведения воспитательной функции государственных вузов на новый качественный уровень для решения задачи формирования системы ценностей студенческой молодежи.
Читать PDF
1.10 мб

Ценностное отношение студентов к воспитательной деятельности: диагностический аспект

Чикиндина Т.П.
В статье раскрывается содержание диагностического комплекса, который позволяет установить уровень сформированности у студентов педагогического вуза ценностного отношения к воспитательной деятельности.
Читать PDF
251.38 кб

Ценностные основания воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра

Тимонина Александра Андреевна
В статье представлены теоретические основы воспитательного процесса в загородном детском оздоровительном центре: дается определение понятию «воспитательный процесс в оздоровительном лагере»; раскрываются ценностные основания воспи
Читать PDF
267.76 кб

Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы

Козак Инна Васильевна
В статье раскрыта сущность понятия «воспитательная система», освещены различные подходы к её структуре. Охарактеризованы виды инновационных школ.
Читать PDF
330.34 кб

Воспитательная функция эмоционально-ценностного компонента содержания иноязычного образования

Татаринова Майя Николаевна
В статье рассматривается одна из ключевых функций эмоционально-ценностного компонента языкового образования - воспитательная.
Читать PDF
110.55 кб

Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза

Губанихина Е.В.
В статье рассмотрена система педагогических ценностей и особенности построения воспитательного пространства в педагогическом вузе, наиболее оптимального для их формирования у будущих педагогов.
Читать PDF
12.42 мб

Воспитательный потенциал духовно-нравственных ценностей традиционной культуры (на примере осетинской

Малиева Залина Колумбовна
В статье рассматриваются основные факторы возникновения проблемы этнокультурного отчуждения личности в современном мире. Раскрывается роль традиционных духовно-нравственных ценностей народной педагогики в решении данной проблемы.
Читать PDF
298.76 кб

Методологические основы формирования национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе общеобр

Кучукова Зухура Жамаловна
От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих це