ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
определяется учетом в ее содержании и организации исходных теоретических и социально-педагогических условий:
единство обучения, воспитания, развития;
личностный аспект направленного профессионального образования; связь теории и практики;
соединение обучения с производительным трудом; политехническое образование и др.
Теоретическим обоснованием содержания и результатов воспитательной работы ПУЗ являются:
реализация положения о том, что «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, С.36), что при этом посредством процесса труда люди «присваивают» (Маркс) объективные условия как своей жизни, так и той деятельности, которой эта жизнь воспроизводится. Значит, для совершенствования практики воспитательной работы необходимо выявить существенные связи в процессе взаимодействия человека с внешним миром и на этой основе вскрыть важнейшие факторы объективного воздействия условий внешнего мира на человека, дабы иметь возможность управления (педагогического руководства) процессами формирования творческой личности, учитывающего при этом, что именно труд является существенной связью человека с природой и обществом;
принятие для практической педагогической деятельности положения о том, что цели трудовой деятельности человека имеют объективное содержание и своим содержанием воздействуют на человека, определяют способ и характер его действий. Диалектика воспитательного процесса состоит в том, что сам человек как субъект труда и исторического развития оказывается той самодеятельной единицей, которая влияет на развитие общества, являясь в то же время объектом его формирующего воздействия;
использование воспитательных возможностей обмена трудовым опытом. Уместно подчеркнуть принципиальное для социальной психологии и производственной педагогики марксистское положение о том, что «обмен деятельностей и способностей, который совершается в самом производстве, относится прямо к нему и составляет его существенную сторону», что «взаимный обмен между самими предпринимателями по своей организации так же всецело определяется производством, как и сама производственная деятельность». Отсюда – утверждение о том, что обмен трудовым опытом являетсянеобходимым звеном осуществления учебно-производственного процесса как воспитательного;
личностный подход к пониманию воспитательной роли труда, что «воспитание ума и ценных свойств характера, а также научная ориентировка деятельности успешно и естественно проходят в это время» (Блонский П.П. Избр. пед. произв. – М., 1951. – С.326);
оптимизация воспитания, которая предполагает взаимодействие различных сторон и стадий этого процесса: целей, задач, содержания, видов, форм и методов работы. Отсюда следует, что в сфере воспитания комплексный подход означает систему воспитательных воздействий, которая предполагает единство целей, организационно- педагогических форм, средств, различных факторов и сфер деятельности. Это означает необходимость учитывать в учебно-воспитательном процессе взаимосвязи, ведущие к раскрытию путей и средств использования воспитательных возможностей трудовой деятельности. Это требует взаимосвязанного рассмотрения процесса профессиональной подготовки рабочих кадров, прежде всего по следующим направлениям: воспитательные цели (трудовая культура, интерес и любовь к профессии); формы и виды обучения (в профтехучилищах, на производстве, в школьных УПК); преемственность в трудовой подготовке как условие системы непрерывного профессионального образования;
конкретно-исторический подход к процессу воспитания предполагает, что социальная природа труда – действенный фактор целенаправленной организации учебно- воспитательного процесса, формирующего творческую, социально-активную личность;
обеспечение нового качества профессионально-трудовой подготовки, преодоление технократического подхода, усиление внимания к личностному аспекту процесса обучения и воспитания, прежде всего к формированию мотивационнопотребностной сферы личности, отношения к труду как социально-этической ценности, профессионально значимых качеств, отличающих творческого работника.
Необходимо обратить особое внимание на организацию труда как процесса гуманизации и демократизации взаимодействия «общество – труд – личность», позволяющего осуществлять целенаправленное руководство воспитанием творческой личности молодого рабочего.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Единство воспитания и обучения в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся. – М., 1982; Воспитание общественно-политической и трудовой активности учащихся средних профтехучилищ. – М., 1987; Безрукова В.С. Бисько А.Т. Вопросы организации профессионального становления молодого рабочего. – М., 1984.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.