. Под системой воспитательной работы понимается единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов и средств, обеспечивающих формирование личности с заранее определенными качествами, взглядами и убеждениями.
Система воспитательной работы при бригадно-индивидуальном обучении предполагает воздействие:
1) личности на личность;
2) личности на коллектив;
3) коллектива на личность;
4) коллектива на коллектив;
5) личности на самого себя (самовоспитание).
Воздействие личности на личность. В профессиональной педагогике установлены три периода воспитания: вводный, период стабилизации и заключительный. В каждом периоде выделено два аспекта:
1) профессиональный, связанный с овладением профессией и совершенствованием в ней; приспособлением к физическим и санитарно-гигиеническим условиям труда, ритму, сменности, напряженности, системе нормирования и стимулирования труда, овладением навыками и умениями производительного труда;
2) социально-воспитательный, связанный с адаптацией к людям, товарищам по работе, включение в систему межличностного общения; с принятием норм, ценностей, стандартов поведения, существующих на данном предприятии в сфере труда в целом; воспитанием гражданина, формированием качеств личности: добросовестности, ответственности перед коллективом, исполнительности, инициативности и др.
Во вводный период устанавливается психологическая совместимость бригадира и молодого рабочего.
Социальное становление личности включает в себя формирование различных духовных потребностей:
широта духовных потребностей, их многогранность, или, иными словами, потребность в многообразных видах культурной деятельности;
глубина (содержательность) духовных потребностей, т.е. потребность личности в освоении все более сложных форм культуры, а также умение отбирать из многих явлений культуры именно те, которые имеют наибольшую ценность для развития личности;
активизация (актуализация) потребностей, под которой понимается потребность не только в усвоении ценностей культуры, но и в активном, самостоятельном культурном творчестве.
Профессиональное становление личности включает в себя процесс овладения молодым рабочим знаниями, навыками, умениями и опытом работы, необходимыми для овладения профессиональным мастерством.
По завершении этого периода молодой рабочий:
понимает и правильно воспринимает трудовые отношения, сложившиеся в коллективе, а также требования коллектива;правильно оценивает свои возможности для выполнения той или иной работы;
в случае возникновения трудностей анализирует их и находит пути для их преодоления; правильно воспринимает замечания членов трудового коллектива.
В период стабилизации молодого рабочего в трудовом коллективе создаются благоприятные условия для постепенного профессионального роста. В этот период окончательно выясняются возможности совместимости каждого молодого рабочего в бригаде и его влияние на других. В конце периода бригадир добивается от молодого рабочего наибольшей отдачи, чтобы он выполнял планы повышения производительности труда. Бригадир добивается усвоения личностью совокупности общетрудовых навыков и умений, старается развить свойства и качества, необходимые для профессиональной деятельности в избранном виде труда, формирует систему взглядов и ценностных установок на труд и человека труда, сознания необходимости трудиться творчески в полную меру сил и способностей, ответственности за развитие интереса и любви к профессии.
Молодой рабочий быстро входит в производственный коллектив, если им приобретены профессиональные и нравственные качества, присущие квалифицированному рабочему: мобильность системы практического мышления, позволяющая оценивать факторы изменяющейся производственной ситуации, обеспечивающая перенос знаний, навыков и умений; индивидуальный стиль деятельности; высокая интегрированность с целями предприятия. Бригадир прогнозирует и проектирует этот процесс. Для решения этих задач необходимы соответствующие условия. К ним относятся:
мотивация труда, ориентированная на конечный результат, а не на процесс деятельности;
самостоятельность в выполнении заданий, ответственность перед коллективом и самим собой;
оценка трудовой деятельности по ее результату;
серийность и широкая номенклатура вырабатываемых изделий.
Эти же условия нужны и для формирования индивидуального стиля деятельности, в наибольшей степени отвечающего личностным особенностям рабочего.
Воспитательное воздействие трудового коллектива усиливается, если содержание работы, условия труда, уровень механизации и перспективы роста будут для них привлекательны.
В заключительный период уже создается коллективное положительное или отрицательное отношение к рабочему, мнение о его качествах, вкладе в развитие трудового коллектива бригады.
Педагогическая система работы бригадира в этот период предусматривает: определение основных направлений воспитательных воздействий на воспитуемого;
определение перечня знаний, навыков, умений и привычек, подлежащих формированию в конкретный период;
ориентирование на положительные качества личности молодого рабочего; доброжелательное отношение к молодому рабочему;
постоянный анализ результатов своей работы;
разработку для молодого рабочего заданий, включающих элементы «исследования»;
овладение молодым рабочим смежными профессиями, если по этим профессиям можно использовать знания при работе в бригаде;обучение молодого рабочего на опыте новаторов производства, вооружение его передовыми методами труда по своей профессии, знаниями технологических процессов, а также применяемых приспособлений, выполнению работ на основе технической документации, применяемой на предприятии, обоснованию темпа и режима работы;
разработку примерного плана обучения молодого рабочего на опыте новаторов производства (схема такого плана; сроки, нормы времени на работы разной сложности, характеристика и перечень работ, перечень передовых способов работы, учитывающих условия данного предприятия, которые должны быть освоены; профессиональные и организационные навыки и умения, которые должны быть сформированы у молодого рабочего);
Воспитательные задачи. Бригадир предусматривает работу, связанную с выполнением молодым рабочим конкретных практических заданий.
Воздействие личности на коллектив. Бригадир старается привносить в жизнь бригады некоторые новшества, способствующие выработке у членов бригады мировоззренческой позиции путем преодоления противоречий.
Сущность их сводится к следующему:
недостаточная зрелость части молодежи (пьянство, воровство, нарушение трудовой дисциплины);
неравномерность развития различных сторон личности человека;
присутствие в структуре личности наряду с положительными и отрицательных качеств, связанных с условиями их развития;
неравномерность в развитии трудовых коллективов и отдельных личностей; значительный разрыв в уровне образования и квалификации;
противоречия, связанные с особенностями различных форм отражения: чувственным, логическим и эмоциональным;
постоянная необходимость глубокого изучения и обобщения передового опыта и недостаточная методическая подготовка бригадиров к этой работе;
неправильное распределение заданий между членами бригады. Имеются противоречия между:
характером управляющих воздействий бригадира и стремлениями молодых рабочих, направленностью их личности;
коллективом и малой группой или отдельным молодым рабочим, отстающими в своем развитии;
коллективами бригады и перспективными устремлениями ее членов;
нормами поведения коллектива и нормами поведения молодых рабочих, входящих в малые группы;
молодыми рабочими с различными ценностными ориентациями.
Например, в бригаде могут возникнуть противоречия между малыми группами, являющиеся следствием несогласованности притязаний, разных ценностных установок, норм, мотивов поведения. Такого рода противоречия преодолеваются включением трудового коллектива бригады в выполнение сложной работы, обогащающей содержание деятельности членов коллектива с учетом возможности участия в ней малых групп, сочетание групповых и коллективных форм ее организации, соревнование с другими коллективами. В этом случае предоставляется возможность каждой группе занять адекватное их притязаниямместо в коллективе. Усиливающиеся контакты приводят к тому, что группы начинают осознавать себя составной частью трудового коллектива.
Бригадир призван не только устранять противоречия, но способен и сам создавать их, разрешая которые молодые рабочие будут развивать свои качества (настойчивость в преодолении трудностей, совершенствование навыков и др.).
Воспитание в бригаде всегда должно быть направлено на выявление и «снятие» противоречий, которые возникают между требованиями коллектива бригады и конкретным уровнем развития данного члена бригады, на создание условий взаимодействия между членами бригады.
Включая молодых рабочих в различные виды деятельности, мы изменяем условия их обучения и воспитания, связанные с новыми отношениями, испытывающими воздействие ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс воспитания. Вот почему важно создать условия для проявления молодыми рабочими активности, позволяющие обеспечить более действенное воспитательное влияние группы.
Воздействие коллектива на личность. Важная особенность воспитательного воздействия коллектива на личность заключается в том, что вся бригада занимается обучением и воспитанием молодого рабочего.
Успешная деятельность бригады зависит и от распределения работы между рабочими в соответствии с их опытом, интересами и склонностями; участия членов бригады в управлении и самоуправлении; от взаимопомощи в бригаде и, наконец, от технологии и организации производства, от установления заданий.
Содержание заданий на воспитание сводится к следующему: формирование высоких моральных качеств, привитие положительного отношения к труду; воспитание на трудовых традициях предприятия; воспитание интереса и любви к профессии; формирование профессиональной гордости и мастерства; воспитание культуры и творческого отношения к труду, трудовой дисциплины; приобщение к общественной жизни трудового коллектива; контроль и помощь в выполнении общественных поручений, участие в соревновании; воспитание профессиональной самостоятельности в работе; воспитание бережного отношения к оборудованию, инструментам, электроэнергии; воспитание перспектив профессионального развития; привитие вкуса к хорошей книге, чтению газет, журналов, посещению кино, театров, музеев; контроль и оказание помощи в учебе в школе рабочей молодежи.
Бригадир вводит в жизнь бригады все новые и новые виды деятельности, новые формы ее организации, изыскивает новые возможности для общения между ее членами и оказания влияния на каждого из них. Он корректирует общение, проводит переориентацию с замкнутого общения внутри бригады на расширение социальных контактов за пределами ее путем организации связей с другими коллективами. Необходимость корректировки содержания общения возникает тогда, когда оно ограничено узким кругом выполняемой работы, а это обстоятельство отрицательно сказывается на развитии коллектива. Он создает такую обстановку, чтобы каждый член бригады смог проявить себя в коллективе, сумел регулировать общение членов коллектива, чтобы каждый искал в своем напарнике что-то неповторимое.
При такой форме бригадного обучения молодой рабочий выполняет работу, результаты которой известны всем ее членам, они реагируют на действия и поступки каждого, задают вопросы, высказывают замечания, мнения, оценки и т.д. Все это приводит в процессе работы к активному взаимодействию молодого рабочего с членами бригады. Одной из особенностей воздействия коллектива на личность является то, что деятельность молодого рабочего не только влияет на успехи других членов бригады, но и зависит от них. Во втором случае:
усиливается общность и взаимосвязь молодого рабочего бригады, появляется умение встать на место другого члена;
возрастает наблюдательность каждого молодого рабочего бригады как в количественном, так и в качественном отношении;возрастают критические замечания членов бригады о деятельности отдельных ее членов, так как каждый из них находится под контролем, а это позволяет им вовремя исправить ошибки;
обогащается личность молодого рабочего, совершенствуется благодаря разнообразию информации;
повышается активность действий, работоспособность.
Значение воспитания молодых рабочих через трудовой коллектив обусловливается тем, что в них:
молодые рабочие находятся в производственной, экономической и психологической зависимости от членов коллектива и коллектива в целом;
велика роль общественного мнения, которое может выступать действенным средством педагогической коррекции;
молодые рабочие могут находиться под постоянным целенаправленным воздействием коллектива и бригадиров;
быстрее может раскрыться и развиться личность молодого рабочего;
молодым рабочим создаются благоприятные условия для профессионального и образовательного роста, а также самообразования.
Воздействие коллектива на коллектив. Трудовой коллектив бригады, с одной стороны, должен закрепить результаты воспитания, образования и обучения, полученные в учебном заведении, а с другой – помочь молодежи найти свое место на производстве, адаптироваться к новым условиям.
Чем более зрелым является коллектив бригады, тем разнообразнее его воспитательные функции, тем шире сфера его специфической педагогической деятельности.
Следовательно, эту деятельность необходимо организовать, к ней должен быть комплексный подход, предусматривающий педагогические воздействия на молодого человека через производственную и познавательную деятельность; сферу отдыха, быта; системы личных отношений.
Основные черты комплексного подхода:
единство целей воспитательного воздействия (трудового и нравственного);
учет технико-экономических, организационных, идеологических и других факторов общественной жизни;
планирование и координация работы всех средств воспитания; учет особенностей различных групп и отдельных членов бригады;
последовательное включение различных групп молодых рабочих в социальную практику;
постоянная проверка результативности воспитательных усилий, корректирование на этой основе самого процесса воспитания.
Воздействие коллектива на коллектив расширяет границы общения молодых рабочих, вводит их в жизнь, способствует установлению тесных контактов с другим трудовым коллективом, помогает разобраться в существе производственных отношений.
В итоге совместной работы у учащихся усиливается тяга к рабочим профессиям. Чтобы в полной мере использовать воспитательные функции трудовых коллективов, необходимо обеспечить единство их действий, координировать их действия, в том числе и членов коллективов. Очень важно в связи с единством требований так организовать работу, чтобы воздействие коллектива на коллектив явилось продолжением семейного, школьногоили училищного воспитания. Для этого составляется план совместной работы предприятия и учебного заведения.
Разработка таких коллективных планов и договоров совместной деятельности предприятий и профтехучилищ способствует ускорению формирования профессионального мастерства молодых рабочих.
Главным здесь является организация труда: какова организация труда – таковы и отношения между молодыми рабочими – таковы и они сами. Роль трудовых отношений является настолько важной, что многие психологи, в частности В.Н. Мясищев, отмечают, что воспитание человека есть прежде всего воспитание его отношений. Чем шире диапазон трудовых отношений в процессе производительного труда, тем большими воспитательными возможностями обладает сам труд.
Воздействие личности на самого себя (см. Самовоспитание).
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Единство обучения и воспитания в процессе трудовой подготовки молодежи /Под ред. Е.Д. Варнаковой. – М., 1982
С.Я. Батышев