особый вид педагогической деятельности осуществляется педагогом в системе педагогических отношений и направлена на совершенствование людей и отношений между людьми; создание благоприятных условий для развития личности; среду обитания; микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.
* Воспитывающая деятельность – деятельность субъекта, оказывающая влияние на получение предметного результата в воспитании. В. д. может быть осознаваемой (целенаправленной) и неосознаваемой (стихийной).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Воспитательная деятельность
целенаправленное преобразование педагогом всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника. В. д. предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия: воспитателя, воспитуемого, коллектива. Продуктивность В.д. зависит от того, как воспитатель и воспитанники воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют. В.д., несмотря на наличие механизмов контроля со стороны государства и общества, достаточно автономна, поэтому особую значимость приобретает личность воспитателя.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
стихийная или целенаправленная деятельность по передаче социального опыта от человека к человеку, от одного поколения к другому. Возникла в первобытном обществе как средство подготовки детей к повседневной жизни, передачи жизненного опыта старших младшим. По мере расслоения общества воспитание превратилось из общинного в сословно-семейное - в воспитание детей на примере родителей, представителей различных страт. Как организованная форма деятельности нашла выражение в конце первобытно-общинного периода истории в создании своеобразных домов молодежи для детей и подростков, предшественников школ, организованных для молодых людей из разных социальных групп определенным трудовым навыкам, умениям и обрядам.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Воспитательная деятельность
динамическая, самоорганизуемая система взаимодействия педагога с воспитанниками, способствующая развитию личностных структур их сознания, преобразованию субъектного опыта, овладению культурными способами поведения. Воспитательная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется предметностью и субъектностыо. Основными предметами воспитательной деятельности являются воспитательная среда, воспитательные отношения, воспитательные события, создание и преобразование которых педагог осуществляет в сотрудничестве с учащимися. Субъектность воспитательной деятельности проявляется в осознании педагогом ее целей, принципов, личностных смыслов, принятии личной ответственности за все свои действия и поступки, способности предвидеть их социальные последствия.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Воспитательная деятельность
это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.
Воспитательная деятельность, как и любая другая сложноорганизованная деятельность человека, побуждается несколькими иерархично расположенными мотивами. Ведущим, собственно педагогическим мотивом воспитательной деятельности, является развитие личности ребенка, с которым педагог работает. Именно ради этого в норме и действует педагог-воспитатель. Осознанный педагогический мотив становится целью деятельности. От его сформированности у педагога во многом зависит и качество самой воспитательной работы.
Названный выше мотив, хотя и основной, – далеко не единственный. Имеются и другие мотивы, которые могут побуждать воспитательную деятельность. За ними стоят другие, непрофессиональные, но при этом не менее значимые для личности педагога, потребности. Такие мотивы выполняют функцию, названную А.Н. Леонтьевым функцией дополнительной стимуляции деятельности. Такими мотивами-стимулами могут быть: самореализация, стабильная работа, зарплата, карьера, признание коллег, похвала начальства, уважение родителей, любовь детей и т.п.
Воспитательная деятельность состоит из осуществляющих ее действий, каждое из которых направляется своей, частной, целью. Обычно педагог-воспитатель стремится к совершению следующих действий:
1) вовлечь своих воспитанников в совместные дела, интересные для детей и пригодные для достижения поставленных педагогом целей;
2) создать на основе этих дел общности, объединяющие педагога и детей неформальными отношениями, чувством принадлежности к общему кругу и взаимной комплиментарностью;
3) побудить своих воспитанников получить те или иные социально значимые знания, развить в себе те или иные социально значимые отношения, приобрести опыт осуществления тех или иных социально значимых действий.
Названные педагогические действия совершаются различными способами, то есть различными методами воспитания, каждый из которых реализуется взрослым посредством тех или иных адресуемых ребенку сообщений. Эти педагогические сообщения могут быть как прямыми, так и косвенными, как вербальными, так и невербальными. Их сходство в том, что все они превращаются педагогом в знаки, несущие в себе ту или иную адресованную ребенку информацию.
Таким образом, воспитательная деятельность предстает перед нами как деятельность коммуникативная. А способы воспитывающей коммуникации, то есть методы воспитания, становятся кирпичиками, элементами, единицами воспитательной деятельности.
Следует заметить, что адресуемые ребенку педагогические сообщения не вызывают напрямую те или иные изменения в его личности. Но они могут актуализировать его стремление координировать свои знания, отношения, действия со знаниями, отношениями, действиями взрослого. Одновременно и взрослый координирует свое поведение, сообразуясь с теми сообщениями, которые адресует ему ребенок, или с той реакцией, которую тот демонстрирует в ответ на педагогические сообщения.
Таким образом, процесс взаимодействия педагога и ребенка в воспитании (воспитательный процесс) представляет собой сложный, динамический процесс взаимной координации их поведения.
См. также:
Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания, 2014, № 4. – С. 66-70.
Воспитательная деятельность, как и любая другая сложноорганизованная деятельность человека, побуждается несколькими иерархично расположенными мотивами. Ведущим, собственно педагогическим мотивом воспитательной деятельности, является развитие личности ребенка, с которым педагог работает. Именно ради этого в норме и действует педагог-воспитатель. Осознанный педагогический мотив становится целью деятельности. От его сформированности у педагога во многом зависит и качество самой воспитательной работы.
Названный выше мотив, хотя и основной, – далеко не единственный. Имеются и другие мотивы, которые могут побуждать воспитательную деятельность. За ними стоят другие, непрофессиональные, но при этом не менее значимые для личности педагога, потребности. Такие мотивы выполняют функцию, названную А.Н. Леонтьевым функцией дополнительной стимуляции деятельности. Такими мотивами-стимулами могут быть: самореализация, стабильная работа, зарплата, карьера, признание коллег, похвала начальства, уважение родителей, любовь детей и т.п.
Воспитательная деятельность состоит из осуществляющих ее действий, каждое из которых направляется своей, частной, целью. Обычно педагог-воспитатель стремится к совершению следующих действий:
1) вовлечь своих воспитанников в совместные дела, интересные для детей и пригодные для достижения поставленных педагогом целей;
2) создать на основе этих дел общности, объединяющие педагога и детей неформальными отношениями, чувством принадлежности к общему кругу и взаимной комплиментарностью;
3) побудить своих воспитанников получить те или иные социально значимые знания, развить в себе те или иные социально значимые отношения, приобрести опыт осуществления тех или иных социально значимых действий.
Названные педагогические действия совершаются различными способами, то есть различными методами воспитания, каждый из которых реализуется взрослым посредством тех или иных адресуемых ребенку сообщений. Эти педагогические сообщения могут быть как прямыми, так и косвенными, как вербальными, так и невербальными. Их сходство в том, что все они превращаются педагогом в знаки, несущие в себе ту или иную адресованную ребенку информацию.
Таким образом, воспитательная деятельность предстает перед нами как деятельность коммуникативная. А способы воспитывающей коммуникации, то есть методы воспитания, становятся кирпичиками, элементами, единицами воспитательной деятельности.
Следует заметить, что адресуемые ребенку педагогические сообщения не вызывают напрямую те или иные изменения в его личности. Но они могут актуализировать его стремление координировать свои знания, отношения, действия со знаниями, отношениями, действиями взрослого. Одновременно и взрослый координирует свое поведение, сообразуясь с теми сообщениями, которые адресует ему ребенок, или с той реакцией, которую тот демонстрирует в ответ на педагогические сообщения.
Таким образом, процесс взаимодействия педагога и ребенка в воспитании (воспитательный процесс) представляет собой сложный, динамический процесс взаимной координации их поведения.
См. также:
Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания, 2014, № 4. – С. 66-70.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016