Воспитатель

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАТЕЛЬ
должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Воспитатель
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и личностное развитие других людей. В понятие В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к общности.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ВОСПИТАТЕЛЬ
педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация деятельности обучающихся (воспитанников), создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВОСПИТАТЕЛЬ
педагог, организующий жизнедеятельность ребенка вне стен здания, в котором осуществляется учебный процесс, поддерживающий ребенка в его продвижении по индивидуальной траектории воспитания; педагог, который общается с ребенком с целью помочь ему осознать свои способности, найти вместе с ним сферу их реализации, помочь освоить социально одобряемые способы взаимодействия с другими людьми и успешной реализации своих возможностей.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

ВОСПИТАТЕЛЬ
работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности воспитанников; проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся; проведение мероприятий, способствующих их развитию.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Воспитатель
лицо, осуществляю щее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии воспитатель объединяются профессион альная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним чело веком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Профессия воспитателя известна со времён ан тичности. В средневековых учебных за ведениях воспитательными функциями наделялись особые лица – классные дам ы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних воспитателей – гувернёров, бонн и пр.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Воспитатель
лицо, осуществляющее воспитание детей и подростков, способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и специальных педагогических воздействий. Воспитатель – так называется педагогическая профессия и должность в детском учреждении (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня, воспитатель в детском саду, воспитатель отряда в летнем оздоровительном лагере). Воспитатель выполняет роль посредника в решении проблем ребенка между семьей и школой, школой и внешкольными учреждениями. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, он – носитель гуманистических отношений между взрослыми и детьми; он – организатор правовой, психологической, социальной и педагогической защиты ребенка.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАТЕЛЬ
работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся, воспитанников; создание условий для социально-психологической реабилитации обучающихся, а также для их социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников; проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию. Основными требованиями к воспитателю являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к воспитанникам в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОСПИТАТЕЛЬ
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Поэтому понятие В. рассматривается как единство профессиональной роли и гражданской личностной позиции по отношению к другому человеку или коллективу. В. осуществляет деятельность, направленную на формирование у воспитанников определенных черт и качеств личности, потребности в самовоспитании; регулирует и корректирует внешние социальные воздействия на воспитанников. Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определенных исторических условиях. В современной трактовке воспитательного процесса В. выступает одним из субъектов воспитательного взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совместную деятельность, вступающим в отношения сотрудничества и сотворчества с целью создания условий для развития личности. Его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Среди профессиональных качеств В. особо значимы следующие: умение проектировать, прогнозировать, организовывать процесс воспитания, владение методами работы, постоянное повышение педагогического мастерства (Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 53; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 43; Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. – С. 12; Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – С. 168). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

ВОСПИТАТЕЛЬ
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Профессия В. известна со времен античности. В средневековых учебных заведениях воспитательными функциями наделялись особые лица - классные дамы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних В. - гувернеров, бонн и пр. В современных воспитательных учреждениях предусмотрены специальные должности В. В силу особой связи обучения и воспитания функции В. реально осуществляют все педагоги образовательных учреждений (В. детских дошкольных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, преподаватели профессиональных учебных заведений, техникумов, вузов и т.п., сотрудники учреждений дополнительного образования детей - руководители кружков, спортивных секций, любительских объединений по месту жительства и пр.). В. для своих детей выступают родители, родственники, а также лица, которые осуществляют опеку над детьми, лишенными родительского попечения и пр. Деятельность В. побуждает воспитанников к самовоспитанию и направлена на формирование у них определенных качеств и свойств личности (воспитание в узком смысле слова). В. также регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды (воспитание в широком смысле). Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определенных исторических условиях. Например, для авторитарного воспитания характерно понимание роли В. как ретранслятора социального опыта, а воспитанник рассматривался как лицо, лишь воспринимающее этот опыт. В гуманистических концепциях воспитания В. и воспитанник выступают равноправными участниками педагогического взаимодействия. В. призван обеспечить каждому ребенку здоровый образ жизни и помочь ему организовать самостоятельную деятельность по творческому освоению человеческой культуры. От В. требуется владение определенными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, совершенствованием педагогического мастерства и т.д. В. также должен быть высоко нравственной личностью с четко выраженной гражданской позицией. — педагог, организующий и направляющий работу детей в образовательном учреждении. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан .В. "Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) — педагогический работник, к профессиональной компетенции которого относится: 1. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; 2. внесение необходимых корректив в систему его воспитания; 3. создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка в классе; 4. помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями. — Воспитатель помогает детям в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное, техническое творчество, в занятия спортом. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — организатор воспитательного процесса. Функции воспитателей выполняют не только штатные педагоги, но и многие специалисты (клубные работники, офицеры и др.), а также многие родители. (Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОСПИТАТЕЛЬ
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.
Профессия В. известна со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных заведениях воспитательными функциями наделялись особые должностные лица – классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои населения приглашали в семьи домашних В. – гувернеров, бонн и т.п. В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности, реализующие воспитательные функции. В силу того что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции В. реально осуществляют все педагоги (В. детского сада, школьные учителя, мастера производственного обучения, преподаватели вузов). В. для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.
В. осуществляет осознанную систематическую деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определенных свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание в узком смысле слова). В то же время задачей В. являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внешних социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).
Обусловленная динамическими особенностями процесса воспитания, роль В. не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником на различных этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях В. и воспитанника часто давала основания для понимания В. как ретранслятора социального опыта, воспитанник же расценивался главным образом как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).
В демократической трактовке педагогического процесса В. выступает одним из субъектов воспитательного взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совместную деятельность учащихся, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для физического и духовного развития личности.
В. как представитель взрослого общества в детской среде призван обеспечить здоровый образ жизни каждому ученику, нормальный режим питания, отдыха, оптимальный уровень психических и физических нагрузок, условия для обучения, общения, игры и труда. В. прежде всего – организатор самостоятельной работы воспитанников по деятельному творческому освоению человеческой культуры.
В. в своей деятельности реализует 2 основные функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником главных этапов онтогенеза – детства, отрочества, юности – как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во- вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражданских, профессиональных функций, формирует готовность к нравственному самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.
Основные слагаемые успеха В. – его высокий профессиональный и нравственный авторитет, который предполагает умение войти в контакт с учащимися, знание их индивидуальных и возрастных особенностей, уважение человеческого достоинствавоспитанника, способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива.
Среди профессиональных качеств В. особую значимость приобретает овладение следующими видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитательной деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками, другими участниками воспитательного процесса). К профессиональным качествам В. также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства, развитие педагогической рефлексии.
Необходимость нравственного, гражданского, профессионального самоопределения В. вытекает из самой сути процесса воспитания, который предполагает понимание общественных задач, гражданских целей, а также знание и воспитанников, и себя, и своих особенностей.’
Психологические исследования показывают большую роль механизма неосознаваемого «заражения» воспитанника чертами В. В зависимости от типа личностных черт В. у воспитанников проявляется гибкость или инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам. Способность В. к адекватной самооценке рождает у воспитанников правдивость, добросовестность, уважение к мнению других, самокритичность. Сознательные и бессознательные реакции В. на ценности жизни не проходят бесследно для воспитанников, отражаются в их психике: положительно – когда у В. нет раздвоения сознания и поведения, отрицательно – когда фиксируется двойная мораль.
В качестве момента воспитания выступают не только элементы человеческой культуры, к которым В. приобщает детей, но и сам акт самоопределения, процесс выбора идеалов и средств их обретения. Демократическая личность формирует проблемный и открытый способ выработки ценностных представлений, осуществляемый совместно с В., демонстрирующим возникновение своих взглядов на основе возможных альтернатив.
Овладение методами педагогического мастерства – важное условие реализации функций В. Педагогикой накоплен богатый арсенал развивающих воздействий В. на воспитанников. Однако не существует универсальной методики воспитания, одного «уединенного средства» (А.С. Макаренко), пригодного для любого В. и любого воспитанника. Поэтому возникает проблема совмещения общего и единичного – использования объективных, научно установленных закономерностей и искусства воспитания, когда общее преломляется в диалоге В. с воспитанником, обладающим индивидуальными (единичными) особенностями.
Самоопределение В. и овладение мастерством, искусством воспитания во многом основаны на педагогической рефлексии. Она включает ряд компонентов: осознание В. подлинных мотивов своей педагогической деятельности (совершается ли она в интересах ученика, собственного престижа, в угоду начальству, инструкции и т.д.); умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (если такого умения нет, воспитанник часто оказывается ответственным за промахи В.); способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника; способность к оценке собственных действий для корректировки профессиональной самооценки.
В результате взаимпроникновения социальных, профессиональных и индивидуально- типических черт личности оформляется педагогический стиль и позиция В. Стиль и позиция в воспитании связаны с общественным укладом, народными традициями, политическим устройством государства, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы В. (счастья в семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной педагогической культуры. В связи с этим в любом обществе реально существует многообразие воспитательных позиций: от высокомерно-менторской, отчужденной от личности воспитанника до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позициисотрудничества с воспитанником. Лишь гуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию стимулирует рост педагогического мастерства, самовоспитание В.
О.С. Газман, В.А. Петровский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.71 кб

Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «Зеркале инноваций»

Подымова Людмила Степановна, Дьякова Людмила Александровна
В статье излагаются вопросы отношения воспитателей к инновациям, субъективные и объективные трудности в процессе внедрения образовательных новшеств, раскрываются проблемы восприятия новых образовательных стандартов, способы саморе
Читать PDF
227.48 кб

Профессионал, воспитатель, организатор. В. А. Козьменко - 65 лет

Арсланов Р. А., Керов В. В.
Читать PDF
153.50 кб

Сказка - воспитатель нравственности младшего школьника

Ездакова Елена Александровна
В статье говорится о развитии нравственных качеств у младших школьников.
Читать PDF
133.95 кб

Инженер как педагог, воспитатель

Осипов П.
Читать PDF
311.22 кб

0 повышении профессиональной компетенции куратора входе развития здоровьеориентированной воспитатель

Никулин Т. В.
Читать PDF
179.87 кб

Формирование ценностного отношения к воинскому долгу как способ достижения национального воспитатель

Жукова Елена Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся воспитания у учащихся ценностного отношения к воинскому долгу как содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в Федеральном государств
Читать PDF
222.36 кб

Педагог как профессиональный воспитатель: на пути к новому образованию

Григорьева Алевтина Ивановна
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной позиции воспитателя в системе повышения квалификации педагогов.
Читать PDF
211.84 кб

Концептуальные идеи и принципы проектно-развивающего подхода к планированию и реализации воспитатель

Масленникова В. Ш.
В статье рассматривается проектно-развивающий подход и его принципы как методологическая основа организации воспитательного процесса в системе профессионального образования.
Читать PDF
660.54 кб

ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ — ВОСПИТАТЕЛЬ — УЧЕНЫЙ. К 110-летию Николая Николаевича Чистякова

Т.И. Шкерина
Читать PDF
502.50 кб

«Преподаватель, воспитатель, политик» в контексте социологии образования

Хамидуллин Наиль Рафаилович
Образование в современной «Социологии образования» представлено в качестве многоуровневой системы, которая характеризует процесс формирования знаний у молодых людей, качества гражданственности, самостоятельности, способности к тру
Читать PDF
789.43 кб

Готовность студентов к самоконтролю как процесс педагогического взаимодействия субъектов воспитатель

Золотухин Владимир Михайлович, Съедина Наталья Валерьевна
В статье рассматривается проблема актуализации готовности студентов к самоконтролю через процесс педагогического взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Читать PDF
1.50 мб

Особенности межличностных отношений и взаимодействия в триаде «Воспитатель-ребенок-родители»

Зыкова Марина Викторовна
В статье рассматривается особенность педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Читать PDF
274.49 кб

О процессуально - технологическом аспекте реализации воспитатель ной функции обучения

Рафибаева Насиба Исоевна
Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики обучения реализации воспитательной функции обучения. Особо важную роль при реализации функции обучения играет не только содержательный аспект, т. е.
Читать PDF
1.41 мб

Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности

Демакова И.Д., Шустова И.Ю.
В статье анализируются основные характеристики воспитательной деятельности педагога в условиях утверждения гуманистической парадигмы: ценности профессиональной деятельности педагога как воспитателя, цели, приоритеты и функции восп
Читать PDF
300.20 кб

Модель включения медиаобразования в учебно-воспитатель ный процесс преподавания предмета "мировая ху

Чумаколенко Николай Анатольевич
Интеграция медиаобразования и мировой художественной культуры необходимое условие полноценного образования и воспитания современного школьника.

Найдено книг по теме — 10

Похожие термины:

  • КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

    педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых кор
  • МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

    одНаиз должностей учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения, участвующий под руководством воспитателя в организации и планировании жизнедеятельности обучающихся (воспита
  • ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ

    педагогический работник дошкольного учреждения, создающий условия для организации жизнедеятельности воспитанников, разностороннего развития личности ребенка, осуществляющий воспитательно-об
  • ВОСПИТАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    квалифицированный педагог, получивший специальную подготовку для работы с детьми-дошкольниками, имеющими аномалии в психическом или физическом развитии.
  • ФАКТИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

    гражданин, взявший ребенка на постоянное воспитание и содержание, не будучи к этому юридически обязанным. Ф. в. может быть любое лицо (как родственник ребенка, так и посторонний), имеющее намерение
  • ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ

    Единство жизненно-практической и воспитательной заботы. Это единство реализуется по-разному, двумя взаимосвязанными путями: 1. или воспитательная забота осуществляется открыто, когда воспитател
  • ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ

    В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагогов и учащихся носит по преимуществу характер открытой (обучающей) воспитательной заботы воспитателя о воспитанниках, воспита
  • ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

    совместное дело, основанное на общих интересах и потребностях его участников. Обычно направлено на решение значимым для жизни коллектива (сообщества, группы) проблем и требует для своей организац
  • МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

    совокупность действий, направленных на достижение определенной цели воспитания. К М. в. можно отнести меры поощрения, наказания, организации деятельности и пр.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    особый вид педагогической деятельности осуществляется педагогом в системе педагогических отношений и направлена на совершенствование людей и отношений между людьми; создание благоприятных усл
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

    круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формиров
  • Гуманистическая воспитательная система

    система, ориентированная на признание само ценности каждого человека, приоритета общественных ценностей.
  • Воспитательные тесты

    это тесты, общая идея использования которых состоит в упрочнении диалектической основы воспитательного процесса, повышении его практической отдачи. Она вытекает из необходимости предлагать вос
  • ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВОСПИТАТЕЛЯ

    пример жизни и деятельности родителей, учителей и других авторитетных лиц, которому следует воспитанник. Л. п. в. является важным фактором педагогического влияния.
  • Индивидуально-воспитательная работа

    вид педагогической деятельности воспитателей (командиров, начальников), в процессе которой осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на военнослужащего с учетом его индивидуа
  • Коррекционно-воспитательная работа

    система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития.
  • Специальная лечебно-воспитательная школа закрытого типа

    специальное лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

    организация воспитательных воздействий на детей и подростков в рамках их жилищнобытовой микросреды с целью оптимизации положительных и нейтрализации негативных социальных факторов, влияющих н
  • ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

    Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями, навыками (образовательно-воспитательная заб
  • ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.