ВОСПИТАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ
(лат. vale – будь здоров) – воспитание потребности в здоровье, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения; процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В основе В. в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний. В процессе В. в. у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму. В. в. – это квалифицированная помощь людям со стороны специалистов в освоении образа мысли и жизни, необходимого для обеспечения личного, духовного, психического и физического здоровья. Сегодня в нем остро нуждаются не только дети, но и основная масса взрослого населения. Задачи В. в. состоят в том, чтобы прививать детям потребность и умение познавать окружающий природный, социальный и духовный мир через познание самого себя, своей конституционной организации, черт, свойств, особенностей своего внутреннего «Я», через приобретение, пробуждение интереса воспитуемого к познанию мира и человека, через развитие, прежде всего, интуитивного, ассоциативного, образного мышления, фантазии (Зайцев В. П. Валеология – учение о здоровье: учеб. пособие. – Х.: ХГИФК, 1996. – 161 с.; Бабанкова Е. А. Валеологическое воспитание учащихся //Валеология. –1999. – № 2. – С. 37–39). О. С. Овакимян
Источник: Глоссарий современного образования.