ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
. Существует несколько понятий в науке, выражающих отношение личности к труду: положительное отношение к труду; отрицательное отношение к труду; готовность к труду; трудолюбие; творческое отношение к труду. В философии, этике, социологии, психологии, педагогике юристы всем этим понятиям дают противоречивые определения.
Чтобы получить основные характеристики процесса воспитания отношения к труду, необходимо определить: а) его компоненты, этапы и результаты; б) структуру и содержание свойств «отношения к труду»; в) основные существенные его признаки; г) уровни его воспитанности, через которые личность учащегося как бы «проходит» в своем развитии; д) систему критериев для выявления соответствующих уровней воспитанности отношения к труду.
Основными общими критериями сформированности творческого отношения к труду являются:
осознание общественной значимости своего труда;
правильный выбор своего места и своей роли в общественной организации труда и работа на этом месте с полной отдачей сил, способностей и знаний;
забота об увеличении количества и улучшения качества выпускаемой продукции;ответственность не только за себя, но и за товарищей по работе; потребность в труде, отсутствие нарушений дисциплины;
развитие способности к самостоятельному поиску знаний, усвоению и применению на практике;
стабильность показателей в трудовой деятельности;
экономия материальных затрат (соблюдение норм расхода материалов);
экономический эффект рационализаторского предложения, внедренного в производство в течение года;
моральные и нравственные качества личности (умение жить и работать по нормам рабочего коллектива, овладение социальным опытом).
Содержание каждого уровня воспитанности отношения к труду рассматривается с учетом целей и мотивов определенной трудовой деятельности и ее результатов, и главными из них следует считать соотношение материальных и моральных мотивов трудовой деятельности.
Если учащийся выполняет трудовое задание по своей инициативе, с большим желанием, мы можем говорить о его положительном отношении к труду; если же такое задание выполняется по принуждению, без явного желания его выполнить, мы можем говорить о его отрицательном отношении к труду.
Ценностные ориентации, конечно, развиваются в процессе трудовой деятельности, уровни мотивационной направленности претерпевают качественные и количественные характеристики. У учащихся с положительным отношением к труду под влиянием определенных обстоятельств может сформироваться отрицательное отношение к труду. И наоборот, у учащихся с отрицательным отношением к труду может (а на практике так и бывает) сформироваться положительное отношение к труду.
В случае, когда у учащегося положительное отношение к труду остается неизменным, мы говорим об устойчивом качестве личности. В другом случае мы говорим о неустойчивом качестве личности.
Устойчивое положительное отношение личности к труду характеризует его готовность к труду. При этом личность старается не только овладеть навыками и умениями и выполнить трудовое задание в установленные, сроки, но и проявляет интерес к расширению знаний в области выполняемой работы.
В педагогике выявлены следующие структурные критерии уровней воспитанности свойства «отношение к труду».
Положительное отношение к труду. 1. Осознание ценности труда: а) осознание необходимости трудиться; б) понимание общественной значимости труда. 2. Степень потребности в труде, характеризуемая проявлением сочетания следующих видов потребностей: а) потребность в результатах труда; б) психофизиологические потребности; в) потребность в самостоятельности в процессе трудовой деятельности; г) познавательная потребность. 3. Исполнительская воспроизводящая деятельность по образцу с элементами преобразующего воспроизведения. 4. Владение некоторыми навыками и умениями в определенных видах труда.
Более высокий уровень воспитанности отношения к труду – трудолюбие включает в свою структуру полностью все компоненты положительного отношения к труду, но имеет свои специфические структурно-содержательные особенности, приобретенные личностью в процессе воспитания, самовоспитания и развития.
Средний уровень трудолюбия. 1. Положительное отношение ко всем видам труда, которыми учащиеся занимаются. 2. Вторая степень потребности в труде, характеризуемая проявлением сочетания потребностей более высокого порядка: а)материальные потребности – не только для себя, но и для общества; б) элементы духовных потребностей. 3. Исполнительская воспроизводящая деятельность по образцу с развитым воспроизведением. 4. Владение некоторыми системами навыков и умений в нескольких видах труда.
Высший уровень трудолюбия. 1. Трудолюбие в отдельных видах труда. 2. Третья ступень потребности в труде, характеризуется проявлением сочетания потребностей: а) материальных – для себя и для общества; б) наряду с развитыми духовными потребностями элементы творческой потребности. 3. Наличие духовных и творческих элементов в трудовой деятельности при развитом преобразующем воспроизведении. 4.
Совершенная профессиональная подготовка в одном виде труда.
В своей завершенности потребность в труде имеет следующую структуру: а) психологические и биологические потребности; б) познавательная потребность; в) потребность в самостоятельности в труде; г) материальные потребности – для себя и для общества; д) духовные потребности; е) потребность в творчестве.
Процесс труда предполагает, что личность перед тем как начать действовать уже имеет в своей голове представление о конечных результатах своей деятельности. Без этого труд практически невозможен. Это воображение желаемого создаст известную направленность на предстоящий труд, которую с большим основанием можно назвать не только интересом к данной деятельности, но и в известной мере положительным отношением к труду, творческим отношением к делу.
Сейчас принято различать три уровня творческой активности в труде.
Первый – самый высокий уровень развития: рационализация и изобретательство.
Второй – средний: для учащихся характерна воспроизводяще-творческая активность, связанная с изменением конструкции изделия.
Третий – низший уровень творческой активности: учащиеся выполняют работы на основе образца.
Существенным фактором, определяющим уровень творческого отношения к труду, является осознание ее социальной значимости. Поскольку умение работать творчески формируется в процессе самостоятельной и активной деятельности, методисты рекомендуют дополнительно включать в учебные программы следующий примерный материал.
Понятие о творческой активности рабочего. Творческая активность рабочего как форма проявления его политической сознательности.
Понятие о передовом опыте, способах изучения и внедрения.
Понятие о себестоимости выпускаемой училищем и базовым предприятием продукции. Резервы экономии сил, времени, материала, инструмента, электроэнергии.
Понятие о формах проявления творческой активности учащихся.
Ознакомление с творческими достижениями учащихся, а также с творческими успехами выпускников на производстве.
Ознакомление с передовым зарубежным опытом.
Стремление учащихся училищ к творчеству развивается в результате организованного целенаправленного педагогического воздействия мастеров производственного обучения. Творческая деятельность возможна только при наличии интереса к своей работе и основана на создании новых ценностей. На современном производстве творческая деятельность рабочего неразрывно связана с выполняемой им работой и проявляется прежде всего в следующих элементах деятельности: 1) в умелом планировании работ, правильной организации труда; 2) в рациональном выборе инструмента, приспособлений, механизмов; 3) в совершенствовании трудовых приемов, выборе оптимальной последовательности выполнения отдельных элементов – операций, приемов; 4) в выборематериала, исходного сырья или корригировании технологического процесса на основе данных об исходном сырье и материалах.
В педагогической науке высказывается мнение о том, что процесс технического творчества включает три главных компонента: умственное конструирование, графическое конструирование и предметно-манипулятивное (или наглядно-действенное) конструирование. Эти компоненты технического творчества учащихся всегда присутствуют при решении системы творческих задач, и им в практике работы профтехучилищ уделяется все большее внимание. Чем лучше поставлено техническое творчество в ПУ, тем вероятнее, что учащиеся полюбят избранную профессию. Глубокие знания и высокая квалификация – вот те качества, которые необходимы рационализатору и изобретателю. Поэтому мастера должны учить учащихся творчески подходить к каждому явлению, выяснять причины и следствия его, сравнивать, сопоставлять, наблюдать.
Как воспитать эти качества? Эта работа осуществляется по разным направлениям. Прежде всего в ПУ разрабатывается тематика на базе которой составляются планы технического творчества, учитывающие индивидуальные способности и интересы учащихся. Каждый учащийся выбирает для себя тему, над которой будет работать в течение всего учебного года. Причем выбор темы зависит исключительно от желания самого учащегося и его возможностей. После того как учащиеся выберут тему и будут определены сроки ее выполнения, составляется «рационализаторский темник» группы. Подписанный мастером и старостой группы, темник вывешивают в учебной мастерской. Это важный документ, являющийся обязательством как всей группы, так и каждого учащегося. Поэтому очень важно, чтобы вопросы темника отразились в обязательствах учащихся.
В темнике могут содержаться темы, посильные для выполнения только некоторыми учащимися. Но могут быть и такие, которые потребуют коллективных усилий и выполняются отдельными звеньями (например, определение потери мощности оборудования в механическом цехе). Однако и в этом случае каждый учащийся самостоятельно выполняет закрепленный за ним вид работы, включающий также элементы рационализаторства. Известно, что при токарных работах вспомогательное время составляет при массовом производстве более 50%, а при индивидуальном – до 80% рабочего времени. Путем рационализации рабочего места это время можно сократить за счет снижения затрат на установку и снятие детали, совершенствования приемов управления механизмами станка, подвода и отвода режущего инструмента. Учащихся следует знакомить с рационализацией движений, чтобы работа выполнялась с наименьшей затратой сил и времени. Например, установку заготовки в патроне можно выполнить 14 способами с разницей в затратах времени до 70%, снятие заготовки – 11 способами.
Известно, что при обработке мелких деталей слесарь делает за смену 15 тыс. движений. Нужно показать учащимся пути экономии мускульной силы, направить их творчество на поиски способов совершенствования своего труда.
Выбор тематики для технического творчества учащихся обусловливается характером той продукции, которую они выпускают в процессе производственного обучения. Большинство работ учащиеся будут выполнять непосредственно в учебных мастерских и нередко на своих рабочих местах. Это бывает в тех случаях, когда выполняемая в процессе технического творчества работа по своей сложности и содержанию соответствует требованиям учебных программ. Тогда данную работу включают в учебный план группы.
Развитию технического творчества учащихся во многом способствует решение научно- технических задач. Система технических продуктивных задач может включать следующие основные типы задач.
1. Задачи на конструирование: а) конструирование простейших механизмов или узлов станка; б) конструирование в области кинематики станка; в) конструирование приспособлений и их деталей; г) конструирование (усовершенствование или специальный подбор) инструментов.
2. Технологические задачи: а) составление технологическою процесса самостоятельно, по техническим условиям, когда дается условие с рядом недостающих элементов или со специально допущенными ошибками; б) определение оптимальных режимов обработки. Каждый из перечисленных типов продуктивных задач на конструирование включает в себя перечень задач соответствующих содержанию последовательного ряда ступенейпервоначального обучения конструированию: проектирование деталей заданной конструкции, перенесение принципа действий с одной конструкции на другую, восполнение в конструкции недостающего звена, проектирование схематически заданной конструкции, конструирование предмета по заданным техническим требованиям, конструирование по собственному замыслу.
Такие задачи мастер может взять из журналов «Техника-молодежи», «Наука и жизнь», «Рационализатор и изобретатель» или составить сам при помощи преподавателей и учащихся. Развитию технического творчества во многом способствует и проведение технических конференций по профилям трудовой подготовки или по наиболее актуальной теме. На таких конференциях обычно выступают 2 основных докладчика и 5–10 содокладчиков, но в подготовке и проведении конференции принимает участие вся группа. Учащиеся изучают специальную литературу, консультируются на базовом предприятии с инженерно-техническими работниками, с преподавателями, подбирают материалы из различных источников.
Наиболее распространенная форма участия учащихся в техническом творчестве – технические кружки. Однако этой формой работы охвачено небольшое число учащихся, которые уже проявляют устойчивый интерес к технике. Нет единой системы организации кружковой работы, часто кружковцы, изготавливая различные наглядные пособия, выступают в роли исполнителей готовых идей. Обучение методам решения технических задач по развитию творческого воображения не проводится; слабо изучаются также методика технического творчества, патентоведение. Деятельность кружков носит, как правило, репродуктивный характер. Особенно мало внимания уделяется моделированию – самостоятельному виду творческой технической деятельности, конечным итогом которой является материальный объект – модель. Моделирование не связывается с такими видами деятельности, как проектирование и конструирование.
Выпускник ПУ должен не только владеть навыками определенного вида творческой деятельности, у него должен быть воспитан и интерес к техническому творчеству. Он должен ощущать потребность в творческой деятельности, уметь работать в коллективе. По мере овладения практическим опытом выпускники легче вовлекаются в работу по изобретательству и рационализации.
В этом отношении большое значение имеет личный пример творческой работы руководителя кружка, а также применение им специальных методических приемов:
показ цели изучения каждой темы курса физики, химии, математики и др. – мысль ученика направляется на применение полученных знаний на практике;
подсказывание ученикам идеи создания приборов и моделей технических установок, принцип действия которых основан на изученных в классе законах;
при изготовлении физических приборов, технических моделей постановка перед учащимися проблемных вопросов и задач;
постановка перед учащимися задач и заданий, предусматривающих несколько вариантов решений;
ознакомление учащихся с жизнью и творческой деятельностью великих ученых, изобретателей, видных инструкторов, новаторов производства;
встречи с конструкторами и изобретателями, посещение выставок технического творчества, чтение книг и журнальных статей, просмотр научно-технических фильмов;
домашние сочинения на темы с политическим содержанием, выполнение обязанностей гидов на выставках, посвященных показу технического творчества учащихся;
нахождение заранее запрограммированных неисправностей в машине или приборе; вовлечение учащихся в практическую деятельность и др.
Ввиду большого значения развития технического творчества как неотъемлемого качества подготовки рабочих высокой квалификации необходимо в профессионально-квалификационных характеристиках отражать вопросы новаторства; в преподавании курса «Техническое черчение» более четко ввести раздел конструирования и разработать методику выполнения этого раздела учебной программы; завести единую форму учета и отчетности по этому вопросу для объективной оценки итогов соревнования между учебными группами.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Путилин В.Д. Оценка эффективности творческой подготовки учащихся. – М., 1975.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.