ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО РАБОЧЕГО НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО РАБОЧЕГО НА ПРОИЗВОДСТВЕ
определение комплекса требований, выполнение которых обязательно для всех молодых рабочих любого предприятия. Этот комплекс условно делится на три раздела. Первый нацелен главным образом на формирование производственно-технических навыков (производственные требования). Второй ставит задачей формирование моральных качеств личности (моральный комплекс). Третий направлен на проибщение молодого рабочего к организационно-массовой работе в своем коллективе, на формирование социальной активности, составляющей неотъемлемое качество рабочего человека (организационный комплекс требований).
Производственный комплекс включает такие сугубо конкретные требования, как своевременное начало рабочего дня, соблюдение правил безопасности труда, чистоты и порядка на рабочем месте. Моральные требования предполагают соблюдение нравственных норм рабочего коллектива (уважительное отношение к товарищам по бригаде, взаимопомощь, чуткость и т.д.). В организационные требования входят такие, выполнение которых помогает молодому человеку приобщиться к общественной жизни своего коллектива, принять в ней активное участие. Для того чтобы целенаправленная деятельность была успешной, необходимо сопоставить цели деятельности с объективными и субъективными возможностями. В этом случае анализируется:
на какую сферу или качество личности преимущественно воздействует тот или иной метод, что подвергается активному формированию (сознание, поведение или чувства; воля, внимание, воображение; гуманность, доброта, честность и т.д.);
на какой возраст преимущественно рассчитана работа воспитателя; какие методы воздействия на личность дают больший эффект;
как на действия воспитателя реагирует молодой рабочий;
владеет ли сам воспитатель всеми тонкостями того или иного метода, научился ли эффективно его применять;
каким другим методом можно заменить его в случае, если он плохо сработает.
Ответы на подобного рода вопросы помогают педагогу учесть личностный, субъективный фактор в воспитании. Посредством их вскрываются такие возможности, которые только и могут существовать и проявляться в конкретных, реальных условиях. А.С. Макаренко, исходя из своего опыта, справедливо предупреждал, что метод сам по себе нейтрален. Он писал: «Для воспитания... сплошь и рядом может пригодиться один и тот же список предметов, как требуются одинаково кирпич, бетон, железо, дерево и для постройки храма, и для постройки рабочего клуба. Вопрос решается не выбором списка, а сочетанием средств, их расстановкой по отношению друг к другу, их общей гармонированной направленностью» (Макаренко А.С. Соч. в 7 т. – М., 1958. Т.5. С.481).
В организации воспитательной работы в условиях производства имеются определенные трудности. Это, например, разновозрастный состав новых рабочих; большая номенклатура профессий и ее оперативность в удовлетворении нужд производства в кадрах; построение воспитательной работы в условиях действующего производства; педагогическая неподготовленность самих воспитателей – членов трудового коллектива. По существу речь идет об определении действенности воспитательной работы. При этом целесообразными в практическом отношении оказываются следующие направления воспитательной работы: 1) организация коллектива; 2) убеждение; 3) педагогическое стимулирование. Основные методы первого направления: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление; второго направления – информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение; третьего – требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.Педагогически рационально организованная на предприятии работа с молодежью преследует цели развития личности на основе стимулирования преемственности в трудовом и профессиональном воспитании. Социально-педагогические особенности воспитательных средств состоят здесь в следующем:
воспитательное воздействие осуществляется посредством организации разнообразной деятельности самих воспитуемых;
активное участие при этом самого воспитуемого в жизни коллектива и, тем самым, в собственном воспитании;
вся система психолого-педагогических средств направлена на развитие целостной личности;
способы воздействия на личность рабочего дополняют друг друга и не действуют изолированно.
В целом социально-педагогическая ценность производственных коллективов обусловлена тем, что достигается:
конкретизация деятельности учащихся в соответствии с жизненно важными техническими, экономическими и общественно-политическими задачами;
ориентация молодежи на рабочие профессии в результате ознакомления как с содержанием, так и с организацией труда производственников;
приобретение молодежью личного социально-трудового опыта (см. Трудовое воспитание).
В целом – раскрывается возможность включения в массовое педагогическое творчество различных социально-воспитательных институтов.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Макаренко А.С. Соч. В 7-и т.– М., 1958. Безрукова В.С., Бисько А.Т. Вопросы организации профессионального становления молодого рабочего. – М., 1984; Вопросы воспитательной направленности профессиональной подготовки рабочих на производстве: Сб. научных статей / Сост. и научн. ред. Е.Д. Варнакова. – М., 1983; Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1992; Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М., 1985.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.