«Добровольное коллективное выполнение какой-либо общественно полезной работы в воскресенье; день такой работы» (Словарь, 1991–2, 478). Проводились специальные школьные или пионерские воскресники.
О 1942 годе: «В годы Великой Отечественной войны пионеры по призыву комсомола собрали дикорастущие полезные растения. Только в день Всесоюзного воскресника “Пионеры – фронту” 8 ноября 1942 года ребята собрали 355, 4 тонны дикорастущих и лекарственных трав…» (Иванова, 1981, 39).
О середине 1940-х гг.: «Сегодня в школе воскресник. Место сбора – райсовет. Мостовая кишит ребятами. Первоклассники иградт в снежки» (Демиденко, 1962, 86). О пятиклассниках в г. Курске в 1954–1955 гг.: «Мальчики не хотели подчиняться девочкам… Не ладились в отряде коллективные дела: на первый общешкольный воскресник явилось всего 5 человек из класса» (Нечаева, 1958, 48).
О середине 1950-х гг.: «В субботу на линейке было объявлено, что завтра проводится воскресник – посадка деревьев около новых домов…Ребята копали ямки, насыпали в них перегной, сажали деревца» (Махров, 1959, 176).
О начале 1960-х гг. (из стихотворения «Пионерский воскресник»): «Нынче грохот и песни / Во дворах, возле каждого дома – / Пионерский воскресник, / Сбор железного лома…» (Долматовский, 1962, 19).
О Москве конца 1960-х – начала 1970-х гг.: «Полина Васильевна отвечает за комсомольскую работу… Василий сказал про неё: “Комсомольская богиня”… Вчера комсомольская богиня вошла к ним в класс… и сказала звонко: “Ребята! Выставка – наши шефы” “Знаем”, – прогудел класс. “Надо помочь им убрать территорию. Завтра воскресник”. “Ну-у”, – протянул класс. “Не стыдно?...” – взметнулась Полина Васильевна… “Да мы пойдем на воскресник, – сказал Василий. – Это мы так”. “Другое дело, – улыбнулась богиня. – Сбор у школы к девяти. Инна-комсорг еще болеет? Выберем бригадира. Может быть, Гену Жарова?”… На выставке пусто и просторно… Павильоны стоят торжественные, как храмы. “Вот это ваш участок, от ворот до зеленого театра, – говорит взвинченно Полина Васильевна. – Будете сгребать листья в кучи, быстро разбирайте грабли. А ты, Макушина, что стоишь? Куртка у тебя слишком красивая, Макушина. На свидания ходить в такой куртке, а не на работу”. Богиня не шутит. Макушина краснеет. Голубая новая куртка очень идет Макушиной, капюшон оторочен белым мехом. “Куртка как куртка, – отвечает Макушина.– Телогрейки у меня нет”. Макушина берет грабли, снимает свою голубую куртку и вешает ее на сук корявой яблони… Лелька Макушина начинает прочесывать траву на газоне, она изо всех сил тащит грабли на себя, но они запутываются в длинной, по-осеннему крепкой траве. Все уже нагребли большие кучи листьев, а у Макушиной маленькая охапка. Полина Васильевна убежала за павильон, там работает девятый “А”. Из-за павильона слышен ее очень звонкий голос: “Даешь воскресник! Что вы такие сонные?” Генка весело орудует граблями» (Матвеева, 1977; 133, 135). См. также: Субботник.
475.08 кб
Национальная воскресная школа как основа творческого развития ребенка
Статья посвящена актуальной проблеме развитию творческих способностей детей в дополнительных образовательных учреждениях. В Республике Башкортостан функционируют разные виды дополнительных образовательных учреждений.