ВОПРОСНИКИ

Найдено 1 определение
"ВОПРОСНИКИ"
вероятно, принятое в конце 1930-х годов название тетрадей для ответов на вопросы. Вероятно, аналог анкет. В повести Л.А. Кассиля «Великое противостояние» рассказывается о событиях 1938 г. Девочка-старшеклассница идет на день рождения к однокласснице. Знакомство с домашним (внешкольным) времяпрепровождением старшеклассников конца 1930-х годов читатель получает из главы 2-й «На кого вы похожи?». В ней описывается «вопросник», аналог позднейших «анкет» (последняя треть ХХ века): «“Ребята, Крупицына своей персоной явилась!...” Все вылетели в переднюю и окружили меня… Тата, в новом платье… схватила меня за локти и закружила: “–… Идём, идём, ты тоже должна написать что-нибудь”. Толкаясь в дверях, мы ввалились в столовую… На столике перед диваном лежала толстая тетрадь. Все окружили столик, подталкивая меня: “Пусть и Крупицына напишет!“ Я взяла тетрадь. На первой странице ее было крупно выведено: “Прошу писать откровенно”. Я уже слышала, что в школе в старших классах ребята завели такой вопросник. Там наставили разные вопросы о нашей жизни, настроении, о дружбе, о любви, и каждый должен был писать тогда все начистоту и без утайки. И наши девочки, видимо, собезьянничали у старших. “Когда Вам бывает скучно?” – прочла я. Под этим на странице разными почерками, среди которых я увидела много знакомых, были записаны ответы: “Тогда, когда у меня плохое настроение”. “В нашем государстве не бывает скуки”. “У Сони Крук не бывает скук…” Ктото сунул мне в руку химический карандаш. “– Внимание! У нашего микрофона Крупицына!” – провозгласил Ромка. И я написала: “Мне бывает скучно, когда ко мне плохо относятся. И потом, от глупых острот мне тоже скучно”. “Ого! – многозначительно сказал Ромка Каштан“. “Кого или чего вы больше всего боитесь?” – было написано на второй странице. “Никого и ничего не боюсь”. “Мне еще незнакомо жалкое чувство трусости”. “Боюсь пьяных, зачетов и мышей”. “Иногда побаиваюсь собак, несмотря на возраст”… “Никого и ничего не боюсь. Кроме сплетен и сплетниц”, – прочла я дальше и узнала почерк Ромки Каштана. “Мстительны вы или нет?” “Смотря за что и кому. Мщу редко, но метко. Но я еще не всем отомстил, кому мне следует мстить…” Это опять почерк Ромки. Я быстро перелистала тетрадь. Мне не хотелось отвечать на эти вопросы сейчас же, при всех. “Можете ли вы пожертвовать собой?” “Если этого требует близкий человек или дело, то, конечно, да”. “Думаю, что могу, если надо будет”. “Для Родины, для любимых друзей всегда и во всем, даже жизнью (для Родины)”. Мне тоже захотелось написать здесь именно такой ответ, но тогда надо было бы отвечать уже на все вопросы, а их было очень много. Тетрадка спрашивала и о том, кого я больше всего люблю на свете, и о том, что мне нравится во владелице тетради, то есть в Тате, – эта страница целиком была заполнена всякими похвалами Тате: ум, красота, глаза, волосы, веселый нрав, хороший характер. Потом надо было еще написать, каков у меня характер …, что лучше – откровенность или скрытность…, чем увлекаюсь…, с кем я хочу дружить…, есть ли у меня враги …, кто моя симпатия…, довольна ли я жизнью… и о чем я мечтаю… “Я лучше потом напишу“. “ Нет, нет, надо сейчас!“ – закричали все. Тата пришла мне на помощь: “…Давайте лучше играть во чтонибудь или потанцуем….”» (Кассиль, 1987, 76–78).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.