ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Военные гимназии
в дореволюционной России средние общеобразовательные закрытые учебные заведения. Созданы в 1863 по инициативе военного министра Д.А. Милютина и начальника Главного управления военно учебных заведений Н.В. Исакова на базе общеобразовательных классов кадетских корпусов. Воспитатели, преимущественно офицеры, заменялись гражданскими лицами с педагогическим образованием. Военные гимназии были учреждениями интернатного типа, воспитанники содержались за счёт государства. Срок обучения 6 (с 1873 – 7) лет. Данные учебные заведения создавались преимущественно для детей дворян, но в них учились дети и других слоёв населения. Учебный план соответствовал несколько сокращённому курсу реальных гимназий и включал русский и иностранный языки, словесность, естественную историю, географию, физику, космографию, закон Божий. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Про водились внеклассные занятия (чтение, игры, рисование и пр.). Окончившие военные гимназии имели преимущественное право поступления в военные училища. Были организованы также 4-классные воен ные прогимназии (учебные программы соответствовали уездным училищам). К 1881 г. имелось 30 военных гимназий и военных про гимназий. В 1882 году преобразованы в ка детские корпуса.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ
средние общеобразоват. закрытые уч. заведения воен. ведомства в дорев. России. Созданы в 1863 по инициативе воен. министра Л — А. Милютина при активном участии начальника Гл. управления воен.-уч. заведений Н. В. Исакова. Организованы на базе общеобразоват. классов кадетских корпусов; срок обучения 6 (с 1873- 7) лет. Предназначены для детей дворян, однако в них могли учиться и представители др. сословий. В нек-рые В. г. были допущены приходящие ученики (2 В. г. — только для приходящих). Уч. план В. г. соответствовал несколько сокращенному курсу реальных гимназий. Преподавались рус. яз. и словесность, иностр. языки, математика, естеств. история, физика, космография, география, история, закон Божий. Много внимания уделялось физич. развитию учащихся, внеклассным занятиям (чтение книг, рисование, пение, экскурсии, ручной труд, игры и т. п.). Окончившие В. г. имели преимуществ. право поступления в воен. уч-ща. Кроме В. г. были организованы 4-классные воен. прогимназии, курс к-рых соответствовал курсу уездных уч-щ.
Вопросы преподавания и воспитания в В. г. решали пед. к-ты, в к-рые входили все преподаватели и воспитатели (пред. — директор). В В. г. использовались методы обучения, развивающие самостоят. мышление учеников (катехизический, по К. Д. Ушинскому; наглядный и др.); во избежание перегрузки учащихся сокращались домашние задания (особенно в мл. классах); серьезное внимание уделялось внеклассной работе, ручному труду во внеурочное время (переплетное дело, выпиливание, столярное, токарное или кузнечное дело). Разрабатывалась методика воспитания учащихся, в к-рой осн. внимание уделялось соответствию задач и форм воспитат. работы уровню развития детей, ее систематичности, выявлению разнообразных интересов и потребностей учеников и т. д. Воен. мин-во к преподаванию в В. г. привлекало выдающихся педагогов: Н. Ф. Бунакова, В. А. Евту-шевского, К. К. Сент-Илера, А. Я. Гер-За, Д. Д. Семенова и др. Решением вопросов шк. гигиены занимались видные ученые Ф. Ф. Эрисман, И. А. Сикорский и др.
Для подготовки преподавателей В. г. в 1865 при 2-й Петерб. В. г. были открыты 2-годичные пед. курсы для лиц с высш. образованием (существовали до 1882). Учителей гимнастики, готовили курсы при 2-й Петерб. В. г., организованные П. Ф. Лесгафтом во 2-й пол. 70-х гг. Науч.-пед. деятельности в В. г. способствовало создание в 1864 пед. музея воен.-уч. заведений и журн. «Пед. сборник», в к-ром печатались статьи видных педагогов, в т. ч. Ушинского. В 70-х гг. в обстановке внедрения «толстовского» классицизма (см. в ст. Классическое образование) В. г. стали опорой прогрессивной рус. педагогики и наиб. полноценным типом ср. общеобразоват. школы.
В 1880 в России было ок. 30 В. г. и воен. прогимназий. В ходе воен. контрреформ в 1882 реорганизованы в кадетские корпуса.
Лит.: Лалаев М. С., Ист. очерк воен.-уч. заведений, подведомственных Главному их управлению, [ч. 1—3], СПБ, 1880—92; Зайончковский П. А., Воен. реформы 1860—1870 гг. в России. [М.], 1952.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
4.71 мб

Военные гимназии России: опыт интеграции классического и реального подходов к среднему образованию (

Ромашина Е. Ю.
Данная статья посвящена одной из страниц истории российского образования. Автор ставит перед собой задачу проследить развитие целей, задач, содержания и методов образования в военных гимназиях в период с 1863 по 1882 г.
Читать PDF
2.54 мб

Правовое регулирование деятельности кадетских корпусов и военных гимназий в и сторико-педагогическом

Малаишхина Ирина Анатольевна, Харечкин Алексей Николаевич
В статье проанализированы официальные источники и документы, позволившие определить сущность, характер и специфику процесса развития системы военного образования в XVIII XIX веках.
Читать PDF
117.17 кб

Роль кадетских корпусов (военных гимназий) в подготовке казачьих офицерских кадров во второй половин

Бобылев Д. В.
The article deals with the role of military schools in the Cossack officer staff training in second half of the 19th century. In particular, process of formation and development of these military schools is under consideration.
Читать PDF
6.37 мб

Деятельность Таврического губернского земства по развитию военного гимназического образования Крыма

Шелягова Анна Александровна
В статье на основе документов таврического губернского земского собрания, уездных земских собраний и городских дум крымского региона анализируется административная деятельность таврического земства по подготовке открытия военной г