ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ
Военные гимназии
в дореволюционной России средние общеобразовательные закрытые учебные заведения. Созданы в 1863 по инициативе военного министра Д.А. Милютина и начальника Главного управления военно учебных заведений Н.В. Исакова на базе общеобразовательных классов кадетских корпусов. Воспитатели, преимущественно офицеры, заменялись гражданскими лицами с педагогическим образованием. Военные гимназии были учреждениями интернатного типа, воспитанники содержались за счёт государства. Срок обучения 6 (с 1873 – 7) лет. Данные учебные заведения создавались преимущественно для детей дворян, но в них учились дети и других слоёв населения. Учебный план соответствовал несколько сокращённому курсу реальных гимназий и включал русский и иностранный языки, словесность, естественную историю, географию, физику, космографию, закон Божий. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Про водились внеклассные занятия (чтение, игры, рисование и пр.). Окончившие военные гимназии имели преимущественное право поступления в военные училища. Были организованы также 4-классные воен ные прогимназии (учебные программы соответствовали уездным училищам). К 1881 г. имелось 30 военных гимназий и военных про гимназий. В 1882 году преобразованы в ка детские корпуса.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ
средние общеобразоват. закрытые уч. заведения воен. ведомства в дорев. России. Созданы в 1863 по инициативе воен. министра Л — А. Милютина при активном участии начальника Гл. управления воен.-уч. заведений Н. В. Исакова. Организованы на базе общеобразоват. классов кадетских корпусов; срок обучения 6 (с 1873- 7) лет. Предназначены для детей дворян, однако в них могли учиться и представители др. сословий. В нек-рые В. г. были допущены приходящие ученики (2 В. г. — только для приходящих). Уч. план В. г. соответствовал несколько сокращенному курсу реальных гимназий. Преподавались рус. яз. и словесность, иностр. языки, математика, естеств. история, физика, космография, география, история, закон Божий. Много внимания уделялось физич. развитию учащихся, внеклассным занятиям (чтение книг, рисование, пение, экскурсии, ручной труд, игры и т. п.). Окончившие В. г. имели преимуществ. право поступления в воен. уч-ща. Кроме В. г. были организованы 4-классные воен. прогимназии, курс к-рых соответствовал курсу уездных уч-щ.
Вопросы преподавания и воспитания в В. г. решали пед. к-ты, в к-рые входили все преподаватели и воспитатели (пред. — директор). В В. г. использовались методы обучения, развивающие самостоят. мышление учеников (катехизический, по К. Д. Ушинскому; наглядный и др.); во избежание перегрузки учащихся сокращались домашние задания (особенно в мл. классах); серьезное внимание уделялось внеклассной работе, ручному труду во внеурочное время (переплетное дело, выпиливание, столярное, токарное или кузнечное дело). Разрабатывалась методика воспитания учащихся, в к-рой осн. внимание уделялось соответствию задач и форм воспитат. работы уровню развития детей, ее систематичности, выявлению разнообразных интересов и потребностей учеников и т. д. Воен. мин-во к преподаванию в В. г. привлекало выдающихся педагогов: Н. Ф. Бунакова, В. А. Евту-шевского, К. К. Сент-Илера, А. Я. Гер-За, Д. Д. Семенова и др. Решением вопросов шк. гигиены занимались видные ученые Ф. Ф. Эрисман, И. А. Сикорский и др.
Для подготовки преподавателей В. г. в 1865 при 2-й Петерб. В. г. были открыты 2-годичные пед. курсы для лиц с высш. образованием (существовали до 1882). Учителей гимнастики, готовили курсы при 2-й Петерб. В. г., организованные П. Ф. Лесгафтом во 2-й пол. 70-х гг. Науч.-пед. деятельности в В. г. способствовало создание в 1864 пед. музея воен.-уч. заведений и журн. «Пед. сборник», в к-ром печатались статьи видных педагогов, в т. ч. Ушинского. В 70-х гг. в обстановке внедрения «толстовского» классицизма (см. в ст. Классическое образование) В. г. стали опорой прогрессивной рус. педагогики и наиб. полноценным типом ср. общеобразоват. школы.
В 1880 в России было ок. 30 В. г. и воен. прогимназий. В ходе воен. контрреформ в 1882 реорганизованы в кадетские корпуса.
Лит.: Лалаев М. С., Ист. очерк воен.-уч. заведений, подведомственных Главному их управлению, [ч. 1—3], СПБ, 1880—92; Зайончковский П. А., Воен. реформы 1860—1870 гг. в России. [М.], 1952.
Вопросы преподавания и воспитания в В. г. решали пед. к-ты, в к-рые входили все преподаватели и воспитатели (пред. — директор). В В. г. использовались методы обучения, развивающие самостоят. мышление учеников (катехизический, по К. Д. Ушинскому; наглядный и др.); во избежание перегрузки учащихся сокращались домашние задания (особенно в мл. классах); серьезное внимание уделялось внеклассной работе, ручному труду во внеурочное время (переплетное дело, выпиливание, столярное, токарное или кузнечное дело). Разрабатывалась методика воспитания учащихся, в к-рой осн. внимание уделялось соответствию задач и форм воспитат. работы уровню развития детей, ее систематичности, выявлению разнообразных интересов и потребностей учеников и т. д. Воен. мин-во к преподаванию в В. г. привлекало выдающихся педагогов: Н. Ф. Бунакова, В. А. Евту-шевского, К. К. Сент-Илера, А. Я. Гер-За, Д. Д. Семенова и др. Решением вопросов шк. гигиены занимались видные ученые Ф. Ф. Эрисман, И. А. Сикорский и др.
Для подготовки преподавателей В. г. в 1865 при 2-й Петерб. В. г. были открыты 2-годичные пед. курсы для лиц с высш. образованием (существовали до 1882). Учителей гимнастики, готовили курсы при 2-й Петерб. В. г., организованные П. Ф. Лесгафтом во 2-й пол. 70-х гг. Науч.-пед. деятельности в В. г. способствовало создание в 1864 пед. музея воен.-уч. заведений и журн. «Пед. сборник», в к-ром печатались статьи видных педагогов, в т. ч. Ушинского. В 70-х гг. в обстановке внедрения «толстовского» классицизма (см. в ст. Классическое образование) В. г. стали опорой прогрессивной рус. педагогики и наиб. полноценным типом ср. общеобразоват. школы.
В 1880 в России было ок. 30 В. г. и воен. прогимназий. В ходе воен. контрреформ в 1882 реорганизованы в кадетские корпуса.
Лит.: Лалаев М. С., Ист. очерк воен.-уч. заведений, подведомственных Главному их управлению, [ч. 1—3], СПБ, 1880—92; Зайончковский П. А., Воен. реформы 1860—1870 гг. в России. [М.], 1952.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия