ВНУШЕНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНУШЕНИЕ
(суггестия) – воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей нередко помимо, а иногда и против их воли.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Внушение
метод воспитания, посредством которого достигается некритическое и непроизвольное освоение личностью адресуемых ей положений, идей, ценностных ориентацией.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Внушение
педагогическое воздействие, заключающееся в сознательном, неаргумен­тированном воздействии на ученика, имеющем своей целью изменение его состояния и отношения к чему-либо.

Источник: Педагогическая психология

Внушение
(суггестия) – психическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее существенное значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВНУШЕНИЕ
целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу индивида, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания [80, c. 75].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Внушение
информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ВНУШЕНИЕ
воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ВНУШЕНИЕ
процесс преднамеренного или случайного воздействия на психику человека, результатом которого является снижение критичности и сознательности. В зависимости от возраста и развития личности степень восприимчивости к внушению как у детей, так и у взрослых сильно различается. См. ГИПНОЗ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВНУШЕНИЕ
(от лат. suggestio – суггестия) – целенаправленное психическое воздействие одного человека на другого (или на целую группу) с целью вызвать (возможно, помимо воли объекта) определенные мысли и чувства, желания и настроения. Имеет большое значение в воспитании и перевоспитании детей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Внушение
[см. внушаемость] – различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем В. могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Внушение
лат. – внушаю, советую) – мягкое ненасильственное воздействие на психику человека, побуждающее его к подчинению. Особенность внушения как воздействия состоит в том, что оно «идет» как бы в обход воли, сознания, «обтекая» или «усыпляя» их. Внушение совершается в форме неспешных «естественных» советов, доказательств, рекомендаций, просьб, наглядных примеров, убеждений. Оно широко используется в педагогике как суггестивный метод воспитания и управления, а также в медицине как психотерапевтический метод.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Внушение
или суггестия) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. один из приемов психолого-педагогического воздействия для направленного изменения эмоционального состояния военнослужащих, их мотивации и установок. Эффективность внушения определяется авторитетом командира, его волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Внушение
(от лат. suggestio — внушение) — метод воспитания, который опирается на готовность воспитанника «на веру» принимать идеи и без борьбы мотивов выполнять требования воспитателя. Необходимым условием успешного применения метода В. является наличие доверия к тому, кто осуществляет воздействие. Данный метод хорош в тех ситуациях, когда личность не в состоянии в силу разных причин (возраст, здоровье, эмоциональное состояние) с достаточной степенью критичности оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Но в то же время постоянное применение этого метода может привести к привычке без обдумывания следовать указаниям извне.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВНУШЕНИЕ
суггестия) — воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей нередко помимо, а иногда и против их воли. В. приводит либо к появлению у человека, помимо его сознания, определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из свойственных ему норм и принципов деятельности. В. может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии. В педагогике отдельные авторы рассматривают В. как самостоятельный метод воспитания. Однако правильнее расценивать В. как дополнительный психол. эффект, усиливающий разнообразные методы воздействия на личность.

Источник: Педагогический словарь

ВНУШЕНИЕ
Форма общения, предполагающая воздействие на поведение и психику человека. В ходе В. обучающийся пассивно и непроизвольно, без обдумывания, усваивает идеи, высказываемые обучающим, и выполняет его задания. В. подразделяется на непосредственное и опосредованное. Первое предполагает прямое воздействие на людей. Опосредованное В. осуществляется через систему средств информации, кино, радио, телевидение, прессу. Использование В. в качестве приема обучения языку было разработано в 60-е гг. в Институте суггестологии под руководством Г. Лозанова (Болгария). Исследование проблем резервов памяти, ускоренной автоматизации учебных навыков, активизации интеллектуальной деятельности получило реализацию в идеях суггестопедии, а методическую интерпретацию – в суггестопедическом методе обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ВНУШЕНИЕ
воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно неосознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Предполагается, что в основе В. лежит специальная суггестивная установка, являющаяся важным механизмом уравновешивания отношений личности с окружающей средой. Успешность В. зависит как от внушаемости, так и от ретенции, прочности В., т.к. человек может быть внушаемым, но само В. оказывается непрочным, нестойким. В. может быть прямым и косвенным, в котором определенное значение придается тем или иным предметам и явлениям; в гипнозе и в состоянии бодрствования; вербальным и зрительным. В процессе гипноза В. может предусматривать желательную деятельность или чувства человека на период после гипнотического сеанса. Синоним: суггестия. См. также Суггестия

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Внушение (суггестия)
отлат. suggestio - внушение) - 1) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои (массовое внушение); 2) процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок". Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т.д. (феномен массового внушения); источником В. (суггестором) - индивид, группа, средства массовой информации. Внушение, производимое группой, является одним из факторов конформности. Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда. Внушение достигается вербальными (слова, интонация) и невербальными (мимика, жесты, действия другого человека, окружающая обстановка) средствами. На внушении отчасти основано воздействие некоторых средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ВНУШЕНИЕ
процесс воздействия на сознание и поведение человека в обход его конкретных намерений, аналитического рассуждения и воли. Такое воздействие практически возможно (хотя и не всегда морально оправдано), если доставляемая человеку информация достаточно сильно затрагивает его чувства, создает определенное настроение, активизирует несознаваемые (скажем, ранее подавленные) побуждения, привычки, рефлекторные механизмы (см. Рефлексы). Так, например, сообщив человеку о трагических событиях и ярко обрисовав возможные (но не существующие) опасности, можно создать у него состояние тревоги и на этой основе побудить его к принятию оборонительных мер против кого-то другого, хотя реальной опасности со стороны того другого человека и нет.
На закономерности внушающих воздействий часто опираются создатели рекламы, чтобы активизировать возможных покупателей товара (например, представление о какой-нибудь зубной пасте или жевательной резинке сопрягается средствами телевидения с образом счастливой семьи, привлекательной женщины, а также иногда некоторыми угрозами здоровью, если предлагаемый товар будет игнорирован). Много внушающих ситуаций имеется в религиозных обрядах, например, в богослужениях, молитвах (мы не собираемся обесценивать религиозные верования как область моральных регуляторов поведения, а просто констатируем факт).
Внушающие воздействия занимают определенное место в педагогике и при корректном, нравственно оправданном применении бывают полезны. Таковы, например, ссылки на авторитетных людей, по примеру которых побуждают поступать учащихся; таковы требования уважаемого учителя, которые он не обязательно подкрепляет детальными рациональными обоснованиями. Наконец, внушающие воздействия применяются и при врачебной и неврачебной психотерапии, «душевной помощи» в случаях, когда человека надо морально поддержать, подбодрить в кризисной для него ситуации.
Разновидностью В. является самовнушение, когда человек так или иначе увещевает себя (например, что «все хорошо» или «я спокоен» и т.п.). Существуют полезные методики самовнушения, например, так называемые аутогенные тренировки, позволяющие человеку регулировать, оптимизировать свои психические состояния. Они могут, в частности, применяться и формирующимся, и сложившимся профессионалом в деле самовоспитания и саморегуляции. Приведем сокращенный пример такой методики:Человек должен расположиться поудобнее (лучше лежа, можно и сидя), закрыть глаза и не спеша произносить про себя приводимые ниже словесные формулы, сгруппированные в несколько последовательных блоков:
1. Я чувствую покой. Я чувствую глубокий покой. Отвлекаюсь от всякой спешки. Освобождаюсь от внутреннего напряжения. Я расслабляюсь.
2. Мне все безразлично. Для меня все маловажно. Все другое – вне меня. Чувствую покой. Расслабляюсь. Все окружающее – далеко и безразлично. Углубляюсь во внутреннюю тишину.
3. Все мои мысли направлены на покой. Я совершенно спокойна (спокоен). Ничто мне не мешает. Покой и равновесие наполняют меня. Я не делаю ничего, совсем ничего – пусть все успокоится. Я предаюсь равновесию, расслаблению. Покой окружает меня, как мягкое просторное пальто. Покой отгораживает меня. Я совсем одна (один) со своим внутренним покоем.
4. Волна тепла течет по правой руке. [Примечание: если человек левша, ему лучше начинать с формул, обращенных к левой руке и левой ноге]. Волна тепла доходит до пальцев. Тепло обнимает всю руку. Выходит на кожу. Ярко чувствую приятное тепло во всей правой руке.
5. [Формулы пункта 4 обратить к другой руке].
6. [Формулы, подобные тем, что в пункте 4, обратить к ноге – левой или правой].
7. [Формулы пункта 4 обратить к другой ноге].
8. Чувствую тепло, волну тепла, текущую через солнечное сплетение. Волна тепла из солнечного сплетения распространяется по животу. Живот наполнен теплом. Во всей яме живота чувствую приятное тепло. Тепло проникает из живота в грудную полость. В груди чувствую приятное тепло. Грудная полость наполнена приятным теплом.
9. Чувствую тепло во всем теле. Все мое тело наполнено приятным теплом. Тепло чувствую во всем теле. Ярко чувствую приятное тепло во всем теле. Тело такое теплое, как в очень теплой ванне.
10. Мне хорошо. Чувствую себя легко и свободно. Я совсем спокойна (спокоен). Сердце бьется ровно и спокойно, ровно и спокойно. Дышу непроизвольно. Лоб приятно прохладен. Чувствую приятную прохладу на лбу. Мне хорошо, мне хорошо.
11. Чувствую, как тело наполняется свежестью. Чувствую бодрость. Я хорошо отдохнула (отдохнул). Дышу глубоко. Потягиваюсь. Открываю глаза.
Лит.: Вопросы внушающего воздействия в педагогике. – Пермь. 1972; Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981; Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985; Кузнецова А.С., Тихонов О.И. Эффективность релаксационных процедур. – Самара, 1996; Обозов Н.Н. Психология внушения и конформности. – СПб., 1997.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
806.95 кб

Роль межличностных отношении и внушения в педагогическом процессе

Шакуров Р. Х.
Читать PDF
374.03 кб

Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи

Новоселова Алевтина Степановна, Косолапова Лариса Александровна
Реализация концептуальной идеи профессора И.Е.
Читать PDF
213.50 кб

Механизм саморазвития личности под влиянием взаимодействия методов убеждения и внушения в процессе з

Оплетин А.А.
В статье представлен механизм саморазвития личности средствами физической культуры. Раскрытие механизма междисциплинарного знания видится через соотношение внутреннего и внешнего факторов личности.
Читать PDF
510.21 кб

Механизмы внушения в деятельности педагога

Дорофеева Г.А., Дорофеев А.В.
В статье предпринята попытка осуществления ретроспективного анализа исследования проблем педагогического внушения и манипулирования, их видов; представлена информация таких понятий как суггестия, релаксопедия.

Похожие термины:

  • СУГГЕСТИЯ, ВНУШЕНИЕ

    от лат. suggestio — внушение) — психол. процесс активного воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, с отсут
  • МЕТОД ВНУШЕНИЯ

    влияние на эмоциональную сферу ребенка, воздействие на его ум и волю через чувства. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехте