ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА

Найдено 1 определение
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА
это конкретное представление о говорящем, возникающее в сознании у слушающих в процессе коммуникации, складывающееся из собственно внешности, кинесической культуры (манер, поз, жестов, взгляда (визуального контакта), походки) и проксемической культуры (пространственно-временных характеристик общения).
Для результативного публичного выступления имеет значение не только содержание выступления, но и впечатление, которое оратор произведёт на публику. Внешний вид, стиль, манеры, имидж оратора создают у аудитории первое впечатление о говорящем. Главный визуальный объект в публичном выступлении — сам оратор, поэтому он должен выглядеть опрятно. Внешний облик и манера поведения оратора очень важны, а подчас имеют решающее значение в деле воздействия оратора на аудиторию.
Внешний вид должен соответствовать ситуации общения и потребностям аудитории. В этом отношении в риторике существуют следующие общие рекомендации: у оратора должны быть аккуратная причёска, начищенная обувь, невызывающая опрятная одежда (не отвлекающая внимание аудитории, не стесняющая движения), ухоженные руки, здоровый внешний вид. Как бы мы ни относились к своему внешнему облику, мы всегда производим то или иное впечатление на слушателей. Напр., один оратор выступает, надевая дорогой деловой костюм, белую рубашку, модный галстук, другой — джинсы и свитер. Первый оратор демонстрирует статус, престиж, уважение. Второй — независимость, наивность, самостоятельность.
Желательно также всем своим видом демонстрировать уверенность, спокойствие, намерение сказать что-то важное. При этом лучше занять наиболее естественное положение, избегая напряжённой позы, стоять ровно, выпрямив спину, слегка подтянув живот, чуть расставив ноги для равновесия; плечи и шея должны быть расслаблены, в наиболее важных моментах выступления все тело может подаваться слегка вперед.
Обычно оратор производит благоприятное впечатление, когда находится на расстоянии, соответствующем тому или иному виду взаимодействия: персональное расстояние (при общении со знакомыми людьми) составляет 0,5—1,2 м.; социальное расстояние (при общении с чужими людьми и при официальном общении) — 1,2—4 м.; публичное расстояние (при выступлении перед различными аудиториями) — 4—7,5 м.
Визуальный контакт в коммуникации имеет немаловажное значение. Так, быстрые короткие повторяющиеся взгляды позволяют установить первоначальный контакт для дальнейшей коммуникации; взгляд на слушающего в конце каждой реплики и в ключевых пунктах сообщения служит выделению важной информации, помогает сосредоточить внимание на опорных моментах сообщения; перевод взгляда с одного собеседника на другого (говорящий и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд) стимулирует поддержание стабильного уровня психологической близости (свидетельствует о доверительных отношениях) и помогает произвести благоприятное впечатление; отказ от прямого визуального контакта при обсуждении неприятных и трудноразрешимых вопросов является выражением вежливости; пристальный длительный взгляд (более 10 секунд) может восприниматься собеседниками как признак враждебности и создаёт неблагоприятное впечатление, а в некоторых культурах (напр., китайской, японской и др.) взгляд в упор считается признаком оскорбительного поведения.
Жестикуляция оратора должна быть умеренной, естественной, соответствующей речевой ситуации, подчеркивающей наиболее важные отрезки речи и совпадающей со смысловыми акцентами. Так, эмоциональные жесты могут подчёркивать кульминационные моменты речи, а также похвалу, призывы к компромиссу и т.д.; указующие — демонстрируют местоположение чего-л., а описательные — дают наглядное представление о форме и свойствах предметов. Многие жесты имеют вполне определённое значение: напр., скрещённые руки или руки, сложенные в замок, указывают на защитную реакцию. Мимика также принимает участие в передаче информации, но хорошо, когда она естественна и сдержанна. Выражение эмоций должно быть умеренным.
В целом внешний облик оратора должен соответствовать предполагаемой ситуации общения. Безусловно, «внешние данные должны взаимодействовать с глубокими переживаниями взаимного общения со слушателями» [Кохтев 2003].
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика и дипломатия: Образ оратора в дипломатической речи // Теория и практика преподавания русской словесности. М., 1996. Вып. 3; Данилина В.В. Образ оратора // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005; Иванов Л.Ю. Поведение оратора перед аудиторией // КРРЭСС. М., 2003; Пряхин М.Н. Телевизионный оратор // Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М., 1995.
А.А. Кузнецова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.