ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Образование внешкольное
образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые в системе дополнительного образования с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, организации досуга и свободного времени.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЕ
просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленных на удовлетворение образовательных вопросов населения. Учреждения О. в. (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, народные театры) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования (Каиров И. А. Педагогическая энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1969). Е. В. Коваленко

Источник: Глоссарий современного образования.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В отечественной истории педагогики термином "В.о." принято обозначать (с конца 19 в.) развившуюся во 2-й половине 19 - начале 20 вв. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных вопросов населения. Учреждения В.о. (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Отдельные учреждения для образования взрослых эпизодически возникали еще в 1-й половине 19 в. (воскресные школы при предприятиях, публичные библиотеки и др.) и быстро распространились на рубеже 50-60-х гг. в условиях демократического подъема, вызванного отменой крепостного права. По инициативе передовой интеллигенции, гл.о. студенческой молодежи, возникло движение за создание воскресных школ, увеличилось число публичных библиотек, появились народные читальни, начали проводиться народные чтения, создавались комитеты и общества грамотности, другие общественные организации. В.о. поддерживали Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф и др. Однако в связи с опасностью распространения социалистических идей в 1862 воскресные школы, библиотеки, читальни и народные чтения были запрещены.В начале 70-х гг. наиболее подходящей формой работы были признаны народные чтения. Согласно официальным правилам (1876-1901), в народные аудитории допускались книги, одобренные Ученым комитетом МНП, чтения проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора; надзор возлагался на директоров народных училищ. С 1888 разрешалось священникам устраивать народные чтения в уездных городах и сельской местности. С 1894 права проводить народные чтения добились земства. С начала 1900-х гг. мн. ограничения на организацию народных чтений были сняты. Получили распространение бесплатные народные библиотеки и читальни, организуемые земствами и просветительскими обществами и частными лицами (Ф.Ф. Павленков, В.А. Морозова, П.И. Макушин). В 1890 Министерством внутренних дел были изданы временные правила (в 1905 отменены), согласно которым в народные библиотеки допускалось лишь 10% книг, имевшихся на книжном рынке. В конце 19 - начале 20 вв. Русское техническое общество создавало общеобразовательные и профессиональные вечерние курсы для рабочих (Смоленские курсы в Петербурге, 1883; Пречистинские рабочие курсы в Москве, 1897). В 1902 МНП утвердило правила, разрешавшие организовывать курсы только при министерских начальных, городских и промышленных училищах. Во 2-й половине 80-х гг. появились народные дома, ставшие центрами В.о. Создавались также попечительства о народной трезвости (субсидировались Министерством финансов), которые располагали своими учреждениями В.о. В 1902 создана Комиссия общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих, которая организовывала народные чтения и издавала литературу монархического и религиозного содержания. Под влиянием Революции 1905-07 был снят ряд ограничений. С 1905 создавались народные университеты, среди которых выделялся Шанявского университет. В 1905-07 возникла широкая сеть культурно-просветительских обществ и клубов для рабочих. Были созданы: общества народных университетов (1905), Петербургское общество библиотековедения, Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве (оба в 1907). В 1912-13 началась подготовка работников В.о. в Педагогической академии и в университете Шанявского. С 1914 организовывались летние курсы во мн. губерниях.После октября 1917 В.о. было включено в государственную систему народного образования и после организации Главполитпросвета (1920) развивалось в русле политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы. В 90-е гг. В.о. получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного гл.о. на повышение профессионального уровня специалистов. — особая сфера дополнительной образовательной деятельности, осуществляемая сетью внешкольных образовательных учреждений культурно-эстетического, естественно-научного, технического, спортивно-оздоровительного и других профилей в целях более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей детей и подростков в духовном, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, организации их свободного времени и отдыха. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) См. также Образование взрослых

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
411.76 кб

Становление теории внешкольного образования

Цветкова Анастасия Павловна
В статье рассматриваются развитие внешкольного образования в России, а также содержание такого образования.
Читать PDF
2.20 мб

Внешкольное образование в Сибири на рубеже xix и XX вв

Ромм Татьяна Александровна
Читать PDF
4.67 мб

Внешкольное образование в Мордовском крае в 1890-1910-х гг

Кильдюшкина Т. И.
В статье на примере нескольких уездов Пензенской губернии, вошедших впоследствии в состав Мордовии, прослеживается история создания и развития на рубеже XIX-XX вв.
Читать PDF
815.83 кб

Виды и формы внешкольного образования в Симбирской губернии

Мезенцева Юлия Арутюновна
Внешкольное образование, а сегодня дополнительное образование, является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Читать PDF
6.03 мб

Внешкольное образование в России: эффекты культурной диффузии

Юсупов Марат Романович
Раскрываются эффекты культурной диффузии в сфере внешкольного образования. Автор считает, что в рамках модернизационных процессов, проходящих в России на рубеже XIX - XX вв.
Читать PDF
1.99 мб

Внешкольное образование: ретроспектива и вызовы современности

Сорока Т.П.
Раскрыта сущность внешкольного образования и воспитания как составной системы образования Украины и определены специфические условия ее функционирования.
Читать PDF
570.39 кб

Земское внешкольное образование на Южном Урале в 1917-1918 годах

Абрамовский Андрей Петрович, Семенченко Ирина Васильевна
Читать PDF
566.46 кб

Земское внешкольное образование на Южном Урале в 1917-1918 годах

Абрамовский Андрей Петрович, Семенченко Ирина Васильевна
Читать PDF
176.42 кб

Деятельность Тверского земства в области внешкольного образования

Бархатова Т. А.
В статье показана положительная роль земства в становлении системы внешкольного образования в Тверской губернии. Проанализированы формы просветительной деятельности Тверского земства, выявлены ее особенности.
Читать PDF
244.19 кб

От системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования

Лобанов Виктор Викторович
В статье рассматривается процесс трансформации советской системы внешкольного воспитания в российскую систему дополнительного образования. Содержится материал по истории возникновения и развития внешкольных учреждений в СССР.
Читать PDF
692.17 кб

Школьное и внешкольное образование в Петровском уезде в 1920–1930-е годы

Герасимова Юлия, Щербакова Ирина Вячес- Лавовна
Читать PDF
268.03 кб

Особенности развития внешкольного образования в Иркутске в начале XX века

Андреева Людмила Александровна
В статье рассмотрены особенности становления внешкольного образования в Иркутске (исторический аспект). Автором обосновывается позиция необходимости развития внешкольного образования в начале XX века.
Читать PDF
376.04 кб

От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия

Дейч Борис Аркадьевич
В статье рассматриваются различные этапы развития понятия «дополнительное образование», показана взаимосвязь между различными этапами этого развития от периода внешкольного образования до современности.
Читать PDF
15.18 мб

Сущность и значение внешкольного образования как социокультурного института

Юсупов Марат Романович
Образование взрослого населения является составной частью просветительной деятельности государства, местного самоуправления и общественных организаций. Рассматривается внешкольное образование на рубеже XIX - XX вв.
Читать PDF
298.42 кб

Детская игротека в системе внешкольного образования в СССР (1930-1950 гг. )

Лупаренко С.Е.
В статье раскрыты история возникновения детских игротек в СССР, их задания (расширение работы по организации культурного досуга детей, повышение идейно-политического уровня детских развлечений и игр), направления (организационная,