ВКЛАДЫШИ

Найдено 1 определение
ВКЛАДЫШИ
листки, карточки, вкладывавшиеся в жевательные резинки; в 1990-е – 2000-е годы являлись предметом собирательства, обмена и выигрыша у детей.
О вт. пол. 1980-х гг.: «Когда я была маленькой, было модно собирать вкладыши от жвачки. Девочки и мальчики обменивались ими, пересчитывали и всячески наслаждались обладанием. Мне же все это было до лампочки. У меня было две страсти: читать книжки и ходить в библиотеку… Бытовало мнение, что я очень хочу иметь сотню-другую вкладышей, просто мне изначально не повезло. А сейчас уже поздно начинать – даже если я ограблю кооперативный киоск, мне никогда не догнать остальных олигархов-вкладышевладельцев. Поэтому с горя я и читаю “Республику ШКИД”. Я пыталась объяснить: “Мне это неинтересно, понимаете?” Все лишь смеялись. Девочки раскладывали передо мной свои сокровища и вопрошали: “Ты ведь хочешь?” Я пожимала плечами. “Хочет”, – хихикали девочки. Одноклассник, написав записку “Наташа давай дружыть”, вложил в неё обертку от жевательной резинки “Турбо” – это приравнивалось к кольцу с брильянтом. Предполагалось, что я не смогу устоять. Даже тётя привезла мне целую стопку вкладышей – остались от повзрослевшего сына: “В твоём возрасте их очень любят, я знаю”. Я сдалась. Я приняла тетин дар, решила стать такой, как все. Но на душе почему-то было паршиво, и через неделю я буквально пустила свое имущество по ветру» (Радулова, 2006, 62).
О перв. пол. 1990-х гг.: «Уже в школьные годы (1–5 классы) на переменах помимо подвижных игр нас занимала и несколько другая забава. Это время можно назвать настоящим бумом жевательных резинок. Насколько я помню, нас больше интересовала не сама эта “сладость”, а скорее то, что прилагалось к ней. Это различные фантики и наклейки, которые собирали почти все в нашем классе. Наиболее “популярные” были вкладыши жевательных резинок “Love is…”, где были определения любви, например, “Любовь это… отдать ей всё до последней капли крови”, “Любовь это… когда говоришь ему, что он самый красивый мужчина на пляже”, “Любовь это… когда делаешь покупки до тех пор, что он падает под их тяжестью”. Кроме этого были и вкладыши-наклейки с изображением Барби и её семейства, а так же актёров популярного в то время сериала “Элен и ребята”. Так как при покупке этих жевательных резинок вкладыши иногда повторялись, то мы часто менялись друг с другом. При этом “товарообмен” производился следующим образом: если обменивались “популярными” наклейками, то за одну такую отдавали пять простых фантиков, а если меняли на аналогичную, то соотношение было 1:1» (559).
О середине 1990-х гг.: «Болезнь вкладышей началась примерно в 1994 г., когда я училась в 4 классе. Стали появляться жвачки с вкладышами внутри, и все начали их собирать. В основном, собирание распространилось на жвачки с вкладышами “Love is…” Иногда мы играли с ними. Обычно собиралось несколько девочек, и начиналась игра. Каждая должна была положить по одному вкладышу. Они клались друг на друга рубашкой вверх (картинкой вниз). Затем происходил счет, кто будет ударять первым. После этого девочка должна была вытянуть руку со слегка согнутой ладонью над вкладышами и хлопнуть по ним, чтобы перевернуть вкладыши картинкой вверх. Если у нее получалось это сделать, то она забирала себе перевернувшиеся фантики. Если еще остались нераскрытые вкладыши, то следующий игрок продолжает хлопать. Так продолжается, пока все вкладыши не будут перевернуты» (017).
О вт. пол. 1990-х гг.: «В 1996 г., когда мне было 10 лет, я училась в третьем классе лицея №1 г. Шадринска. В перерывах между уроками мы (я и мои друзья- одногодки) играли во “вкладыши”. Поначалу эта игра считалась только мальчишеской, но со временем в неё втянулись и девочки. Для того чтобы принять в ней участие, необходимо было иметь “начальный капитал”, а именно: так называемые вкладыши из жевательных резинок “Turbo” или “Love is…”, которые представляли собой маленькие (примерно 5 x 7 см) бумажки с изображением спортивных автомобилей (“Turbo”) или мультяшной семейной парочки (“Love is…”). На вкладышах “Love is…” под картинкой, изображающей, например, как влюбленные молодожены вместе делают уборку, продолжение надписи “Love is…” – “… это когда все заботы делите пополам”. Такие фантики очень нас забавляли. У каждого вкладыша был серийный номер, и появление в личной коллекции второго вкладыша с таким номером было нежелательным. Когда, наконец, накапливалось минимальное (примерно 10 штук) количество вкладышей, можно было приступать к игре. А выглядело это приблизительно следующим образом: вокруг скамейки в коридоре, где сидели два игрока, собирались 6–7 человек (мальчики и девочки), выполнявших роль зрителей. Обычно на кон ставили по одному вкладышу, которые клались на середину скамьи, и по ним начинали ладонью ударять участники. У кого оба вкладыша переворачивались на другую сторону, тот забирал их себе. Если переворачивался один вкладыш или ни одного, наступала очередь второго игрока. Так продолжалось до тех пор, пока участникам не надоело терять или приобретать вкладыши. Цель игры: пополнение личной коллекции вкладышей. Мы продолжали в неё играть примерно до 1998 года (до 5 класса). Сейчас, в середине 2000-х гг., как мне кажется, дети уже не играют в эту игру» (020).
О 1997 годе: «Когда мне было 11 лет (1997), мы с моей подругой Наташей собирали вкладыши от жевательных резинок “Love is…”, причем у каждой должно было быть по 2 одинаковых вкладыша: один вклеивался по номерам в специальную тетрадочку, мы составляли истории (каждая свою, потом читали друг другу). Помню, даже был такой конкурс (передавали по TV) на лучшую историю. Я отправила свою историю по указанному адресу, но даже ответа не получила. Вторые экземпляры хранились в коробочке. Когда я собрала 256 вкладышей, я поменяла их на куклу Барби той же Наташе. Через полгода Наташа взяла у меня куклу поиграть и не вернула» (021).
О Шадринске в 1999 г.: «Я хотел бы описать игры, характерные для нас с класса восьмого. У нас было распространено играть в школе на кэпсы – фишки… До игры на кэпсы была распространена игра на вкладыши – бумажные картинки, которые встречаются под упаковкой жевательной резинки… После жеребьевки кладут вкладыши в одну стопку картинками вниз, затем первый по очереди игрок ударяет ладонью сверху по ним. Ладонь ударившая по стопе резко поднимается, и смотрят, какие из вкладышей перевернулись: все вкладыши картинками вверх являются выигрышами. В этой игре существовали определенные формы обмана, к примеру: перед ударом многие игроки дышали на руку или вообще облизывали ладонь, благодаря чему можно было достичь лучшего сцепления руки с верхним вкладышем, и тем самым было проще его перевернуть» (444).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.