Витагенный опыт

Найдено 1 определение
Витагенный опыт
Витагенный опыт в системе педагогического знания означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности. Необходимость его включения в систему педагогических понятий обусловлена потребностями личностно ориентированного образования, создающего условия для саморазвития ребенка. - В витагенном опыте воплощаются такие компоненты: - знания и понимание сущности своего "Я"; - эмоционально-ценностное отношение к своей персоне; - способы и приемы личностной рефлексии; "Я-концепция" как образ, а не социальный образец; - понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; - система духовно-нравственных ценностей; - знаковые и вербальные формы общения. Витагенный опыт может быть рассмотрен преимущественно в контексте процесса становления личности. В отличие от жизненного и практического, он отражает опыт саморазвития в человеке своей духовной сущности, опыт самостроительства, постоянного самосовершенствования и духовного возвышения. Функции витагенного опыта состоят в том, чтобы сохранить целостность личности, обеспечить ей "самостийность" своих действий и поступков. Критериями, с помощью которых можно изучать возрастную динамику витагенного опыта, могут быть самоанализ, обретение взаимопонимания, способы определения границ своей «самости» (что считает своим достоинством, в каких случаях испытывает гордость и т.п.), механизмы самопознания, отношение к себе, укорененность в бытии, приоритетный характер личностной рефлексии. Понятие "витагенный опыт" обозначает педагогическую реальность, имеющую содержание, границы и функции в образовательном пространстве. Это дает основание отнести данное понятие к числу педагогических. Оперирование им позволит достаточно полно исследовать и проектировать процесс становления личности. Понятие "витагенный опыт" является системообразующим в личностно ориентированной педагогике.

Источник: Педагогический глоссарий

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
94.20 кб

Биографии в образовательном процессе как источник витагенного опыта

Быкова Лариса Валентиновна, Терентьев Алексей Евгеньевич
Читать PDF
152.65 кб

Витагенный опыт и витагенный принцип категории педагогической антропологии

Белкин Август Соломонович, Свинина Нэлли Геннадьевна
Читать PDF
136.13 кб

Формирование гражданской позиции учащихся с опорой на их жизненный витагенный опыт (история проблемы

Федулова Марина Анатольевна
Обобщается опыт методистов, историков ХХ в.