ВИКТОРИНА
ВИКТОРИНА
познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на различные темы.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Викторина
форма групповой и массовой работы, проводятся по самым разнообразным темам как на общих тематических вечерах, так и в кружках и т.п. При их организации следует учитывать: соответствие материала образовательным и возрастным возможностям детей, он должен быть интересен как в познавательном, так и в эмоциональном плане; нести воспитательную нагрузку; вопросы должны быть достаточно сложными; составлять задания и вопросы педагог может с активом воспитанников, проводящих викторину или познавательную игру. Вопросы составляются как теоретические, так и практические. Формулируются четко, в доступной форме, так, чтобы обдумывание их не занимало слишком много времени. Ответы правильно оформлены, лаконичны. Викторины и игры проводятся по темам, которые требуют разностороннего изучения законов, закономерностей, явлений, фактов, большего объема информации по теме. Викторина или познавательная игра может проводиться для того, чтобы воспитанники освоили отдельные вопросы темы самостоятельно или же методом групповой учебно-исследовательской работы. Викторины или познавательные игры ведут выбранные из числа воспитанников, педагог-консультант, эксперт, член жюри. Викторины и познавательные игры также выполняют функцию контроля результативности ряда групповых и индивидуальных форм работы воспитанников.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ВИКТОРИНА
познавательная игра, широко распространенная среди учащихся. В. проводятся на классных и общешкольных вечерах, сборах, на занятиях предметных и технических кружков, в стенной печати. Воспитательная и образовательная ценность В. в том, что они развивают находчивость и активность учащихся, расширяют их кругозор, содействуют умственному воспитанию, развитию познавательных интересов и творческой смекалки, помогают выявить знания учащихся в той или иной отрасли науки, техники, искусства. Увлекательная игровая форма В. повышает эмоциональный тонус, содействует лучшему усвоению содержания В.
В. могут быть: литературные, технические, математические, научно-технические, музыкальные, спортивные и смешанные. Интерес учащихся к В. и успех ее зависит от удачно составленных вопросов и степени активности учащихся. Вопросы могут ставиться в устной и письменной форме. Нередко вопросы, задаваемые в письменной форме, красочно оформляются на большом листе бумаги, иллюстрируются чертежами, рисунками и предварительно вывешиваются для общего ознакомления. Интерес к таким вопросам возрастает, когда учащиеся принимают участие не только в их оформлении, но и в составлении, когда вопросы будят творческую мысль, посильны и занимательны. Точная и ясная формулировка вопросов – требование обязательное.
В. в профтехучилище должна быть хорошо организована. Создается жюри, которое отвечает за успешное проведение В. В состав жюри обычно входят педагоги и учащиеся. Жюри вовлекает в подготовку В. возможно более широкий круг учащихся. Оно готовит вопросник, устанавливает премии для победителей, заботится о красочном оформлении объявления и специальных урн для ответов на вопросы, договаривается, где именно и когда будет проходить В. Класс или зал соответствующим образом оформляется. Перед началом один из членов жюри знакомит участников с выработанными жюри правилами.
Если В. ведется устно, то допустимо обсуждение некоторых ответов, представляющее учащимся возможность обменяться своими знаниями. Если ребята затрудняются ответить на заданный вопрос, необходима тактичная помощь педагога.
Когда В. проводится в письменной форме, ответы опускаются в урну или сдаются членам жюри. Через определенное время прием ответов прекращается. Жюри проверяет ответы и устанавливает победителей; подводит итоги В., особо отмечая умелые и достаточно полные ответы, а также затруднения в подготовке, недостатки в проведении, намечает меры к устранению недостатков в будущем.
С.И. Иванов
В. могут быть: литературные, технические, математические, научно-технические, музыкальные, спортивные и смешанные. Интерес учащихся к В. и успех ее зависит от удачно составленных вопросов и степени активности учащихся. Вопросы могут ставиться в устной и письменной форме. Нередко вопросы, задаваемые в письменной форме, красочно оформляются на большом листе бумаги, иллюстрируются чертежами, рисунками и предварительно вывешиваются для общего ознакомления. Интерес к таким вопросам возрастает, когда учащиеся принимают участие не только в их оформлении, но и в составлении, когда вопросы будят творческую мысль, посильны и занимательны. Точная и ясная формулировка вопросов – требование обязательное.
В. в профтехучилище должна быть хорошо организована. Создается жюри, которое отвечает за успешное проведение В. В состав жюри обычно входят педагоги и учащиеся. Жюри вовлекает в подготовку В. возможно более широкий круг учащихся. Оно готовит вопросник, устанавливает премии для победителей, заботится о красочном оформлении объявления и специальных урн для ответов на вопросы, договаривается, где именно и когда будет проходить В. Класс или зал соответствующим образом оформляется. Перед началом один из членов жюри знакомит участников с выработанными жюри правилами.
Если В. ведется устно, то допустимо обсуждение некоторых ответов, представляющее учащимся возможность обменяться своими знаниями. Если ребята затрудняются ответить на заданный вопрос, необходима тактичная помощь педагога.
Когда В. проводится в письменной форме, ответы опускаются в урну или сдаются членам жюри. Через определенное время прием ответов прекращается. Жюри проверяет ответы и устанавливает победителей; подводит итоги В., особо отмечая умелые и достаточно полные ответы, а также затруднения в подготовке, недостатки в проведении, намечает меры к устранению недостатков в будущем.
С.И. Иванов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.