Вера

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вера
1) убежденность, уверенность в ком-нибудь; 2) система религ. взглядов, объектами которых является Бог, бессмертие души, заповеди и др..

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Вера
основное понятие религии и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВЕРА
особое состояние психики, заключается в полном и безоговорочном принятии человеком какихлибо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Вера
бездоказательное восприятие определенной истины. Зависит от формы сознания, является важной составляющей духовного мира личности. Особенно важна при изучении литературы в сочетании с другими формами сознания – научной, мифологической, художественной, что способствует формированию целостного мировоззрения личности и соответствует специфике литературного образования. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ВЕРА
в психол.) — особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком к.-л. сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, к-рые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. В. основывается на авторитете, на интуиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В пед. взаимодействии очень многое зависит от степени В. воспитанника в слова и действия педагога.

Источник: Педагогический словарь

Вера
состояние психики человека, характеризующееся полным принятием им какой-либо информации, явлений, событий, собственных представлений; глубокой убежденности в их истинности. В выступает духовным фундаментом взаимодействия взрослых и детей. От В. друг в друга педагогов и воспитанников, от степени доверия зависят эффективность и духовная полнота воспитательного воздействия и взаимодействия. Чем больше В. и доверия в отношениях, тем вероятнее успех в воспитании. В рамках отношений, где отсутствует В., может быть, возможно достичь позитивного результата в процессе обучения, передачи-усвоения знаний, умений и навыков, но невозможно воспитывать, формировать душу, гуманное отношение ко всему живому, достигать взаимопонимания и гармоничного взаимодействия.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВЕРА
глубокое психологическое ощущение истинности информации, не доступной проверке наглядным опытом. "Корень веры – не в неотразимом внешнем воздействии фактов на человеческую душу, а во внутренней симпатии, добротном тяготении к истине, в стремлении человека обладать ею в своей душе. Вера есть убеждение нравственного характера. Человек верит прежде всего потому, что доказательство убедительности своей веры он слышит в голосе своей совести, во внушениях ее постулатов и, не отвергая этих внушений, свободно следует им". По определению русского философа В.С. Соловьева – "вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только,что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями".

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ВЕРА
мировоззренческая позиция, форма обретения человеком своего статуса в реальной действительности, своего смысла жизни, не сводимая к научному знанию и несоизмеримая с ним. С точки зрения веры смысл жизни не может быть определен с помощью науки, сконструирован с помощью логических умозаключений; его можно лишь обрести, он может быть дан, открыт человеку Богом. Вера всегда устремлена к Абсолюту, к вечному, пребывающему вне человеческого мира и вне времени. Вера как бы перебрасывает мост между человеком и Богом, между зримым и незримым, между временным и вечным. Выступая как откровение, она привносит вечное в мир отдельного человека. Обычно веру отождествляют с религией. Но это правильно лишь в определенной степени. В английском языке наиболее четко различаются теоретическая вера и религиозная вера. Человек не может полностью освободиться от веры, как, впрочем, и от сомнения. Конечный смысл своей жизни человек ищет в непрерывном споре сомнения и веры в нечто универсальное, абсолютно истинное и ценное. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ВЕРА
Религиозная – центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая: во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), например, о бытии и природе божества, о том, что есть благо и зло для человека и т.п.; во-вторых, решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как искушения); в-третьих, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю, во всех конкретных ситуациях посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в- четвертых, личную верность Богу, на служение которому верующий отдает себя. В иудаизме, христианстве и исламе понятие веры почти совпадает с понятием религии. Одна из форм духовного бытия человека. Внерелигиозная – это позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. Например, основной закон этики, сформулированный И. Кантом (в любой его формулировке) не может быть обоснован логически, а потому принимается на веру. Одна из формулировок такова: «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Вера
одна из главных христианских добродетелей; в философии – модус духовности человека; в психологии – вид духовной потребности, поднимающей человека над земными предметными и потому преходящими потребностями. Вера выражается как способность человека подниматься над собой внутренней силой души. Вера – это уверенность в существовании того, что не может быть непосредственно доказано и подтверждено фактами. Вера в православии – это сверхразумная Божественная предопределенность и обусловленность. Вера нужна как утверждение возможности определенных явлений в качестве действительности, она как бы дополняет разум. В православной педагогике вера понимается как вдохновенное отношение родителя и педагога к ребенку и доверие к его потенциальным возможностям, как восприятие и приятие ребенка таким, каков он есть, с добром и любовью готовность поддерживать его, помочь ему. Только вера в ребенка оправдывает право педагога руководить им и направлять его развитие. Это не значит невидение зла и всепрощение. Это есть понимание того, что источник греха лежит в неустойчивости духа, а потому борьбу с грехом следует вести прежде всего в сфере духа. Того, кто живет без веры, часто посещают болезни, тоска и уныние. Вера человека есть своего рода программа самовоспитания. Человек должен быть неразлучным с верой, ибо только в вере он может совершать добрые деяния. Вера без дел мертва. 30 сентября христианский мир празднует день Веры, Надежды, Любви и Софии – великомучениц за веру Христову.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Вера
«признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств» (Вл. Соловьев). В. – особое состояние психики, характеризующееся безусловным принятием человеком каких-либо сведений, идей, текстов, представлений, которые в усвоенной форме выступают в качестве основы Я человека и как императив его поведения. В. может формироваться в результате кропотливой работы деятельностного сознания, но можетвозникать случайно, когда человек слепо доверяет чему-либо. «Я верю» и «я верую» – имеют различные смысловые оттенки. Слепой B. (часто сопровождающей религиозный или идейно-политический опыт людей) противостоит В., основанная на убежденности (в том числе научной) в истинности того, что относится к неочевидному. В акмеологии очевидное – КЕ (как есть), неочевидное – КДБ (как должно быть, идея, модель). Энергия В. дает идее силу осуществления. «Закон Божий» определяет В. как «самое таинственное явление души и нашего мира». В. «значительно выше, шире, сильнее наших мыслей... Она значительно сложнее и содержательнее каждого чувства и сама включает в себя чувства любви, смирения, страха, почитания, благоволения». В «Законе Божиим» сказано: «Быть уверенным в действительности духовного Всеначала и мира духовного со всеми его свойствами и принадлежностями, так же как мы уверены в бытии мира вещественного с его предметами и свойствами их, – значит веровать». Кроме этого: «...христианская вера – гораздо больше, чем то убежденное предположение о существовании Бога, какое чаще всего встречается в обыденной жизни».

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ВЕРА
религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В христианской традиции В. рассматривается наряду с надеждой и любовью как одна из богословских добродетелей.В понимании авторов Библии В. проявляется в гносеологическом и этическом аспектах. Гносеологически В. раскрывается в особом познавательном акте, направленном на постижение абсолютно значимой, физически не видимой реальности. Знание этой реальности укоренено в человеке, т.к. в В. заключена перспектива надежды. В. дает знание причины мира и порядка его осуществления. Вторым аспектом библейского понимания В. является выражение охваченности всего человека доверием по отношению к Богу, личность которого является источником человеческой В. и верности. Этически В. - доверие выражается в целостности личности, ее самотождественности, неизменной в нравственной изменчивости мира. Это достигается посредством обращенности человека к благому и неизменному Богу. Личность Иисуса Христа является воплощением всех аспектов В. В русской религиозной философии В. рассматривается через синтез религиозного и философско-этического подходов. Например, В.С. Соловьев связывал В. в Бога и в моральные ценности как явления одного порядка. В ВОСПИТАНИИ вера в сочетании с доверием создают эмоциональный фактор воспитательных отношений и образуют идеальное духовное пространство воспитания. В процессе педагогического взаимодействия В. и доверие трудно различимы, однако они органично дополняют более конкретизированные методы и средства воспитания. В. и доверие обеспечивают принятие воспитания воспитанниками. В. обеспечивает добровольное самопринуждение к исполнению долга, заменяя собой внешнее принуждение (насилие). Взаимность В. и доверия между всеми участниками воспитательного процесса, педагогами и воспитанниками - неотъемлемая черта гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества и других направлений личностно ориентированного воспитания.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
137.15 кб

Религия, вера, церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учи

Берсенева Т. А.
В статье Т.А. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10-11 кл.
Читать PDF
66.03 кб

Вера как цель нравственного воспитания младшего школьника. Новый взгляд

Чеснокова Н. В.
Вера и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, психологов, а в последнее время и педагогов.
Читать PDF
288.33 кб

Ребенок и православная вера в книге И. Шмелева «Лето Господне»

Мальцева Татьяна Владимировна
В статье анализируется содержание религиозного опыта ребенка на примере книги И.С. Шмелева «Лето Господне», делается вывод о жизнестроительной функции веры в судьбе ребенка.
Читать PDF
13.56 мб

Моя педагогическая вера

Дьюи Д.

Похожие термины:

  • ВАРСАНОФЬЕВА Вера Александровна

    геолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1960). Преподавала в педагогических институтах Твери, Иваново-Вознесенска, Москвы (в 1925-56 во 2-м МГУ). Автор вузовских курсов п
  • АЛЕКСЕЕВА Вера Васильевна

    р. 1930) — кандидат искусствоведческих наук (1967), член-корреспондент РАО (1989; Отделение образования и культуры).
  • ВЕРА В АВТОРИТЕТ

    вера, связанная с признанием человеком над самим собой высшего авторитета или власти. Вера в авторитет связана с верой в родителей, учителей, воспитателей, командиров и начальников, высшей власти.
  • ПЕСТЕЛЬ Вера Ефремовна

    художник-живописец, педагог. В 1920-30 преподавала в созданной А.В. Бакушинским школе "Детское творчество" (Москва). Сторонник свободного воспитания. Выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения
  • ВЕРА ИНЕРЦИОННАЯ

    машинальная) – вера возникающая от нерефлексивного восприятия окружающих явлений и фактов жизни: от общения с людьми, от чтения книг, от просмотра кинофильмов, телепередач и т.п.;
  • ВЕРА ЗАВИСИМОСТИ

    вера, возникающая как следствие веры инерционной, машинальной;
  • ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ

    основанная на божественном откровении, а не на логических принципах и доказательствах, вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений.
  • КАШКАДАМОВА Вера Васильевна

    основательница перворазрядного учебного заведения - 2-й Симбирской женской гимназии (1911 г.), ныне - это средняя школа N 7 им. В.В. Кашкадамовой (г. Ульяновск). Кашкадамовская гимназия была кузницей кадр
  • КОРСУНСКАЯ Вера Михайловна

    крупнейший специалист в области методики преподавания курса общей биологии, а также общих проблем естественнонаучного образования в целом и биологического образования, в частности (обоснование
  • БАТАШОВА Вера Константиновна

    работает преподавателем черчения профессионального училища № 2 г. Пензы с 1970 г., является лауреатом премии Ленинского комсомола (1983), участником ВДНХ СССР (1983), победителем Всесоюзного конкурса «Уч
  • ЧЕЛЬДИЕВА Вера Максимовна

    родилась 24 сентября 1939 г. в г. Орджоникидзе; работает в системе профтехобразования с 1968 г. сначала мастером и старшим мастером производственного обучения, а с 1984 г. – директором СПТУ-17 (ныне – ВПУ №