ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич
(1857–1947) – русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «…основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью беспредельного космоса». Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще».

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич (1857-1947)
педагог. В русле педоцентризма (см.Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребенка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребенка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. См. также Детоцентризм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Вентцель Константин Николаевич
педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания, в книге «Этика и педагогика творческой личности» выделял три важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой - изменение форм общественной жизни. Подчеркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности. В 20-30-е гг. труды В. посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребенка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобожденного человека к высшим нравственным идеалам. Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производительного труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве современной школы (Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. - М., 1911-1912).

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич
1857—1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Основой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конкретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми правами. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса».

Источник: Педагогический словарь

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич
(24 ноября [6 декабря]1857 г. – 10 марта 1947 г.) – русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885–1887). В годы империалистической войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям Вентцель К.Н. – идеалист. Его философское кредо ярко выражено в работе «Этика и педагогика творческой личности» (1911–1912).Вопросами педагогики Вентцель К.Н. стал заниматься в начале 90-х гг. Первая самостоятельная работа по педагогике – «Основные задачи нравственного воспитания» (1896). С этого времени начинается его участие в работах педагогического общества, результатом чего явилась книга «Борьба за свободную школу» (1906). Педагогическая концепция Венцеля К.Н. в своеобразной форме выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию «свободного воспитания», воспитания творческой личности.
Исходя из того что воля, а не интеллект является основой духовной жизни, педагог недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определенный обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке, в известной последовательности. Он полагал, что ребенок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствует потребность.
Школе он противопоставлял «Дом свободного ребенка» – свободную общину детей, родителей, педагогов. В «Доме свободного ребенка», по его мысли, дети должны были получать на основе полной самодеятельности и образование и воспитание. В педагогической концепции Вентцеля К.Н. были и рациональные зерна, в частности в ней отводилось большое место производительному труду. Ученый справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания, развития воли ребенка, как фундамент, на котором «все другие его духовные и телесные качества могут получить надлежащее развитие».
Публицистическая деятельность Вентцеля К.Н., направленная против насилия над личностью ребенка, против рутины, формализма и бюрократизма, царивших в учебно- воспитательной работе школ, будила мысль передовых учителей и являлась прогрессивной для того времени.
Он постоянно следил за развитием западно-европейской и американской педагогики, пропагандировал так называемые новые школы на Западе, некоторые идеи прагматической педагогики Дж. Дьюи, педагогику анархистов П. Робена, Домела и др.
В 1919–1922 гг. Вентцель К.Н. работал в Воронежском губернском отделе народного образования, пропагандировал единую трудовую школу на курсах учителей и в печати, читал лекции в Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Затем он отошел от практической и теоретической деятельности в области педагогики. Его мемуары «Пережитое, перечувствованное и сделанное», датированные 1932 г., а также другие материалы, хранятся в Научном архиве РАО.
Ассоциацией «Профессиональное образование» в 1993 г. издан сборник избранных трудов «Свободное воспитание» (составитель Л.Д. Филоненко), в который вошли его опубликованные и неопубликованные работы, дневниковые заметки и записи разных лет, популярно раскрывающие сущность его теории «свободного воспитания», а также проекты его практического осуществления в семье, детском саду и школе; идеи по проблемам развития творческой личности, преодоления отчуждения ребенка от педагогического процесса, гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений, изменения характера деятельности учителя, организации «свободных» и «семейных» школ, детских садов, клубов и пр.
В сборник включены известные и никогда ранее не публиковавшиеся документы, в которых излагаются взгляды Вентцеля К.Н. на проблему нравственного и религиозного воспитания с свете принципа свободы ребенка. Особый интерес новые документы представляют для историков педагогики, поскольку они существенно дополняют картину идейных разногласий между двумя корифеями «свободного воспитания» – Толстым Л.Н. и Вентцелем К.Н.
Значительное место в книге занимают публицистические статьи, направленные на формирование нового педагогического сознания и освещения роли «свободного воспитания» в деле нравственного и социального прогресса российского общества. К числу наиболее интересных и ценных документов на эту тему можно отнести «Декларациюправ ребенка», составленную Вентцелем К.Н. в период Февральской революции 1917 г. и ни разу не публиковавшуюся после 1918 г.
Соч.: Основные задачи нравственного воспитания. – М., 1896; Этика и педагогика творческой личности. – М., 1911–1912; Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. – М., 1923; Свободное воспитание. Сб. избранных трудов / Сост. Л.Д. Филоненко. – М., 1993.
Лит.: Королев Ф.Ф. К.Н. Вентцель – виднейший представитель теории свободного воспитания (1857–1947) // Советская педагогика. 1964. № 4; Михайлова М.В. К.Н. Вентцель. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. – М., 1991.
Ф.Ф. Королев, М.Б. Яковлева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич
24.11(6.12).1857, Петербург, — 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист. свободного воспитания. Учился в Технол. ин-те (1875—76) и Петерб. ун-те (1876—77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. С 1919 в Воронеже: преподавал в пед. техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. образования. С 1922 в Москве, на пенсии.
В кн. «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2, 1911—12) В. выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравств. идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитат. задачи; политическую, задача к-рой — изменение форм обществ. жизни. Подчеркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравств. совершенствования личности.
Пед. взгляды В. развивались в русле педоцентризма. Совм. с членами комиссии по организации семейных школ Пед. об-ва при Моск. ун-те (О. В. Кайданова, И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клеч-ковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Гл. задача воспитания — развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Гл. средство нравств., умственного и физич. развития — творческий производит, труд. В. детально разработал принципы организации воспитат.-образоват. учреждения — Дома свободного ребенка и пытался реализовать их в Москве (1906—09).
После Февр. революции 1917 социальный переворот мыслил в единстве с пед. революцией, к-рую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом», «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребенка» (1918) обосновал принцип автономии школы от гос-ва, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитат. учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит. задач.
В «Декларации прав ребенка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание дет. орг-ций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. наиб. критику вызвали положения, касающиеся права ребенка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудит, порядке. Не учитывалось, что В. имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.
После Окт. революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917—22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей пед. концепции, к-рую назвали вредной и реакц. утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922), отошел от активной пед. деятельности. В 20—30-е гг. труды В. посвящены развитию гуманистич. традиций отеч. философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребенка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобожденного человека к высш. нравств. идеалам [неопубл. работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве» (1926), «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества» (1937)].
Разрабатывал новое направление в воспитании — космич. педагогику, высш. цель к-рой — полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собств. нравств. религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался В. как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравств. императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.
Мн. идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образоват. деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве сов. школы.
С о ч.: Осн. задачи нравств. воспитания, М., 1896; Борьба за свободную школу, М., 1906; Этика и педагогика творч. личности, т. 1 — 2, Ми911 —12; Как создать свободную школу. (Дом свободного ребенка), M.; Новые пути воспитания и образования детей, M.; Теория свободного воспитания и идеальный дет. сад, П. — M.; Освобождение ребенка, M.
Лит.: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 — 1947). [Некролог], НШ, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель — виднейший представитель свободного воспитания (1857—1947), СП, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные рус. педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; М и — х а и л о в а М. В., Дом свободного ребенка, СП, 1983, № 4.
М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия