ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Вечернее обучение
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, составная часть системы непрерывного образования.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
одна из форм безотрывного образования. Практикуется в общеобразовательной школе, а также на всех трех ступенях профессионального образования. Занятия проходят по лекционно-семинарской форме и в этом аспекте не отличаются от занятий на дневных отделениях. Диплом равноценен диплому дневного отделения.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью; составная часть системы непрерывного образования. Вечернее обучение предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время (как правило, вечером). Практикуется в общеобразовательных учреждениях, а также на всех трех ступенях профессионального образования, где занятия проходят по лекционно-семинарской форме; диплом равноценен диплому дневного отделения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Вечернее обучение
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учёбу с профессиональной деятельностью, составная часть систем ы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в 18 веке. В 20 веке по мере распространения всеобщего школьного обучения вечернее обучение стало использоваться главным образом в профессиональном образовании (в т. ч. и высшем), повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования взрослых. В СССР вечернее обучение применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодёжи к продолжению образования в средних и вы сших учебных заведениях.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в 18 в. В 20 в. по мере распространения всеобщего школьного обучения В.о. стало использоваться гл.о. в профессиональном образовании (в т.ч. и высшем), повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования взрослых. В СССР В.о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. В 30-х - начале 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7- и 8-летнего всеобуча. С 1919 создавались вечерние техникумы и училища, отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализированные вечерние вузы. Содержание обучения и основные виды занятий были едины для вечерней и дневной форм обучения. В 50-60-х гг. появились заводы-втузы, где чередовались очная (дневная или вечерняя) форма обучения и работа на производстве. С конца 60-х гг. доля В.о. в системе образования стала снижаться. Зачисление на В.о. осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. Для успешно обучающихся предусмотрены льготы: предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. Предусмотрены также возможности перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения. В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось: 3 самостоятельных вечерних государственных вуза и 216 вечерних отделений при вузах (в государственных вузах обучалось 228 тыс. чел., в негосударственных - 31 тыс. чел.); 47 средних профессиональных вечерних учебных заведений и отделений при них (в них обучалось 86 тыс. чел.). С 1962 В.о. введено в системе профессионально-технического образования: были созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и отделения при дневных училищах для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, занятых на производстве. См. также Вечерние школы,Заочное обучение, Образование взрослых

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Вечернее обучение – традиционная форма получения общего образования (первые вечерние общеобразовательные начальные школы появились в Западной Европе в XVIII в.). В XX в. по мере распространения всеобщего школьного обучения стало использоваться главным образом в профессиональном (в т. ч. высшем) образовании, системе повышения квалификации, а также в различных видах дополнительного образования. В СССР вечернее обучение применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. В 1930-х – начале 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7-летнего и 8-летнего всеобуча. Вечернее обучение распространилось в высшей и средней специальной школе. С 1919 г. создавались вечерние техникумы и училища, соответствующие отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 г. появились специализированные вечерние вузы (в 1940 г. их было 8). В 1930-х гг. содержание обучения и основные виды занятий в высшей и средней специальной школе были признаны едиными для дневной и вечерней форм. Продолжительность обучения в вечерних вузах и техникумах (в сравнении с дневными) увеличилась с 5 мес. до 1 года. Объем самостоятельной учебной работы вне учебного заведения сократился. В преподавании специальных дисциплин учитывались практические навыки, получаемые студентами вечерней формы обучения на производстве, главным образом в работе по избранной в учебном заведении специальности. Наиболее широко вечернее обучение применялось в вузах и техникумах РСФСР в 1950–60-х гг. Появились заводы-втузы, в которых учебный процесс строился на чередовании очной (дневной или вечерней) учебы с работой на производстве (опыт такой организации обучения был получен еще в начале 1930-х гг.). С конца 1960-х гг. при увеличении общей численности студентов и учащихся средних специальных учебных заведений в стране доля студентов вечерней формы обучения стала снижаться. В планировании и организации работы вечерних учебных заведений не всегда принимались в расчет особенности вечернего обучения. Специальности вечернего обучения вводились без учета его наибольшей эффективности для решения локальных проблем подготовки квалифицированных кадров из работников конкретных предприятий, учреждений.
Стремление отдельных ведомств к количественному расширению подготовки специалистов приводило к снижению качества знаний студентов. Вечернее обучение в высшей и средней специальной школе сохраняет свое значение как один из каналов получения профессионального образования работающей молодежью без отрыва от производства. Зачисление на вечернее обучение в вузы, техникумы и училища осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. С 1987 г. соответствие профиля работы и специальности обучения определяется учебным заведением. В учебных планах вечерних высших и средних специальных учебных заведений обязательные занятия в период обучения составляют не более 16 ч в неделю (обычно 3 – 4 раза в неделю по 4 академических часа). Общее количество часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, практические занятия и другие виды аудиторной работы, не превышает 70% от количества времени, отводимого на аналогичные виды работы для обучающихся по дневной форме. В преподавании учебного материала учитываются знания и практические навыки, получаемые студентами высших и учащимися средних специальных учебных заведений в процессе производственной деятельности по избранной специальности. Это позволяет обеспечить одинаковое содержание образования, получаемое студентами и учащимися различных форм обучения, при сокращении времени, отводимого на лекционные и практические занятия по отдельным дисциплинам, и дает возможность выдавать выпускникам вузов и техникумов диплом единого образца.
Среди обучающихся имеется значительное число лиц, приступивших к учебе после определенного перерыва в обучении и утративших некоторую часть своих общеобразовательных и общенаучных знаний. Первоочередная задача педагогов при работе с такими учащимися и студентами – выявить пробелы, восстановить опорные знания. Из-за значитель ной учебной нагрузки (до 16 ч в неделю) снижается восприятие учебного материала и возникают трудности в его систематическом освоении. Одна из существенных педагогических проблем вечернего обучения – недостаток учебного времени для самостоятельной работы. Все эти особенности вечернего обучения требуют от педагога поиска мер для активизации обучающихся на занятиях и повышения эффективности учебного процесса. Важное значение имеет обеспечение студентов и учащихся вечерней формы обучения учебно-методической документацией и литературой (программы дисциплин, методические указания, учебники, учебные пособия и др.). Для успешно обучающихся предусмотрены льготы. Предоставляются дополнительные отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. Предусмотрены возможность перехода успевающих учащихся на дневную форму обучения, а также создание условий для обучения в учебных заведениях молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двухи трехсменным режимом работы, сезонным характером труда и т. п. Расширяется применение индивидуального подхода к комплектованию учебных групп в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки студентов и учащихся. В практику вошла подготовка специалистов с высшим образованием в сокращенные сроки из числа выпускников средних специальных учебных заведений. Снижается среднее число студентов-вечерников, приходящихся на одного преподавателя (перспективное соотношение 1:15).
С 1962 г. в системе профессионально-технического образования введено вечернее обучение практически по всем специальностям, принятым для дневного обучения. Созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и подобные отделения при дневных училищах. На эти учебные заведения возложена как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации рабочих, занятых на производстве. Срок обучения в зависимости от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, сложности приобретаемой профессии и уровня присваиваемой при выпуске квалификации – от 6 мес. до 1,5 лет; при повышении квалификации – 3 – 6 мес. Вечернее обучение – распространенная форма дополнительного образования. С использованием вечернего обучения работают народные университеты, различные курсы и т. п. Вечернее обучение предоставляет всем гражданам возможность получения дополнительных знаний по отдельным дисциплинам и циклам дисциплин в интересах разностороннего образования человека.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации уч. процесса для лиц, сочетающих учебу с проф. трудовой деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с уч. группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин).
В. о. — традиц. форма получения общего образования (первые вечерние общеобразоват. нач. школы появились в Зап. Европе в 18 в.). В 20 в. по мере распространения всеобщего шк. обучения стало использоваться гл. обр. в профессиональном (в т. ч. высшем) образовании, повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования.
В СССР В. о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в ср. и высш. уч. заведениях. В 30-х — нач. 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7-летнего и 8-летнего всеобуча (см. Вечерние школы).
В. о. распространилось в высш. и ср. спец. школе. С 1919 создавались вечерние техникумы и уч-ща, соответствующие отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализиров. вечерние вузы (в 1940 их было 8). В 30 х гг. содержание обучения и осн. виды занятий в высш. и ср. спец. школе были признаны едиными для дневной и вечерней форм. Продолжительность обучения в вечерних вузах и техникумах (в сравнении с дневными) увеличивалась с 5 мес до 1 года. Объем самостоят. уч. работы вне уч. заведения сокращался. В преподавании спец. дисциплин учитывались практич. навыки, получаемые вечерниками на произ ве, гл. обр. в работе по избранной в учебном заведении специальности.
наиб. широко В. о. применялось в вузах и техникумах РСФСР в 50—60-х гг. Появились заводы-втузы, в к-рых уч. процесс строился на чередовании очной (дневной или вечерней) учебы с работой на произ-ве (опыт такой организации обучения был получен еще в нач. 30 х гг.).
С кон. 60-х гг. при увеличении общей численности студентов и учащихся ср. спец. уч. заведений в стране доля вечерников стала снижаться. В планировании и организации работы вечерних уч. заведений не всегда принимались в расчет особенности В. о. Специальности В. о. вводились без учета его наиб. эффективности для решения локальных проблем подготовки квалифициров. кадров из работников конкретных предприятий, учреждений. Стремление отд. ведомств к количеств, расширению подготовки специалистов приводило к снижению качества знаний вечерников.
В. о. в высш. и ср. спец. школе сохраняет свое значение как один из каналов получения проф. образования работающей молодежью без отрыва от производства.
В 1992 подготовку кадров с применением В. о. вело ок. 250 вузов, в т. ч. св. 30 ун-тов. Работают специализиров. Моск. вечерний металлургич. ин-т (осн. в 1930), 5 заводов-втузов, ок. 400 вечерних отделений, ф-тов, филиалов вузов, св. 200 вечерних техникумов и 1 тыс. вечерних отделений ср. спец. уч. заведений. В 1992 среди студентов было 10,6% вечерников, среди учащихся ср. спец. уч. заведений — ок 7%.
Зачисление на В. о. в вузы, техникумы и уч-ща осуществ чяется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в уч. заведении специальности. С 1987 соответствие профиля работы и специальности обучения определяется уч. заведением.
В уч. планах вечерних высш. и ср. спец. уч. заведений обязат. занятия в период обучения составляют не более 16 ч в неделю (обычно 3—4 раза в неделю по 4 академич. часа). Общее кол-во часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, практич. занятия и др. виды аудиторной работы, не превышает 70% по сравнению, с аналогичным временем для обучающихся по дневной форме. В преподавании уч. материала учитываются знания и практич. навыки, получаемые студентами высш. и учащимися ср. спец. уч. заведений в процессе производств. деятельности по избранной специальности. Это позволяет обеспечить одинаковое содержание образования, получаемое студентами и учащимися по разл. формам обучения, при сокращении времени, отводимого на лекционные и практич. занятия по отд. дисциплинам, и дает возможность выдавать выпускникам вузов и техникумов диплом единого образца.
Среди обучающихся имеется Значит. число лиц, приступивших к учебе после определенного перерыва в обучении и утративших нек-рую часть своих общеобразоват. и общенауч. знаний. Первоочередная задача педагогов при работе с такими учащимися и студентами — выявить пробелы, восстановить опорные знания. Из-за Значит. уч. нагрузки (до 16 ч в неделю) снижается восприятие уч. материала и возникают трудности в его систематич. освоении. Одна из существенных пед. проблем В. о. — недостаток уч. времени для самостоят. работы. Все эти особенности В. о. требуют от педагога поиска мер для активизации обучаю щихся на занятиях и повышения эффек тивности уч. процесса. Важное значение имеет обеспечение студентов и учащихся вечерников уч.-метод. документацией и лит рой (программы дисциплин, метод. указания, учебники, учебные пособия и др.).
Для успешно обучающихся предусмотрены льготы. Предоставляются доп. от пуска для выполнения лабораторных ра бот, сдачи зачетов и экзаменов, в ср. спец. уч. заведениях на 1-м и 2-м кур сах — 10 календарных дней, на 3-м и последующих — 20; в вузах на 1-м и 2 м курсах — 20 календарных дней; на 3 м и последующих — 30. Для сдачи гос. экзаменов предоставляется отпуск в 30 календарных дней. Для выполнения и защиты дипломного проекта учащиеся ср. спец. уч. заведений получают отпуск продолжительностью 2 мес, а студенты вузов — 4 мес. Уч. отпуска оплачиваются из расчета среднемесячной заработной платы, но не свыше установленного макс. размера.
Предусмотрены возможность перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения, а также создание условий для обучения в уч. заведениях мо лодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух- и трехсменным режимом работы, сезонным характером труда и т. п. Расширяется применение индивидуального подхода к комплектованию уч. групп в зависимости от уровня теоретич. и практич. подготовки студен тов и учащихся. В практику вошла подготовка специалистов с высш. образованием в сокр. сроки из числа выпускников ср. спец. уч. заведений. Снижается ср. число студентов-вечерников, приходящихся на одного преподавателя (перспективное соотношение 1. 15).
С 1962 в системе проф.-тех. образования введено В. о. Были созданы спец. вечерние (сменные) ПТУ и подобные отделения при дневных уч-щах. На эти уч. заведения возложена как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации рабочих, занятых на произ-ве. Срок обучения в зависимости от уровня общеобразоват. и проф. подготовки, сложности приобретаемой профессии и уровня присваиваемой при выпуске квалификации от 6 мес до 1,5 лет; при повышении квалификации — 3—6 мес. Обучение в вечерних ПТУ ведется практически по всем специальностям, принятым для дневного обучения. В 1992 действовали св. 40 вечерних ПТУ (св. 42,6 тыс. чел.) и cв. 400 отделений при дневных ПТУ, на к рых учащиеся проходили переподго товку и повышение квалификации.
В. о. — распространенная форма доп образования. С использованием В. о работают нар. ун-ты, разл. курсы и т. и В. о. предоставляет всем гражданам воз можность получения доп. знаний по отд. дисциплинам и циклам дисциплин в ин тересах разностороннего образования че ловека. См. также Образование взросльп Лит Горохов В. А., К о х а и о в а Л А, Основы непрерывного образования в СССР, М., 1987.
Ю. Г Татур, Г. В Арсенъев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
204.28 кб

Факультет заочного и вечернего обучения

Кузнецов Е. В.
Читать PDF
219.41 кб

Об очно-заочной (вечерней) форме обучения

Сумароков В. Н.
Читать PDF
448.74 кб

Особенности обучения физике учащихся вечерней школы

Ефименко Александр Александрович, Румбешта Е. А.
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы современного вечернего образования развитию познавательного интереса школьников, позволяющего привлечь их к активному участию в производительном труде, развить индивидуальные спосо
Читать PDF
259.11 кб

Факторы, влияющие на здоровье студентов вечерней формы обучения

Степанов Е. Г., Ларионова Т. К., Галикеева А. Ш., Кондрова Н. С.
В статье представлены результаты изучения стоматологического здоровья, фактического питания и анкетирования студентов вечернего отделения вузов.
Читать PDF
172.51 кб

Развитие технического мышления студентов вечерней и заочной форм обучения с помощью информационны х

Кузина Н. А., Минкин В. С., Добротворская С. Г.
В статье рассматриваются вопросы контроля уровня знаний и формирования технического мышления у студентов вечерней и заочной форм обучения с помощью современных информационных технологий.
Читать PDF
69.84 кб

Научно-практический семинар по проблемам организации предпрофильного и профильного обучения в вечерн

Горбунова Людмила Леонидовна
Читать PDF
65.88 кб

Результаты выборочного социологического опроса студентов факультетов заочного и вечернего обучения Р