Вдохновение
Вдохновение (англ. jnspjratjon)
резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Вдохновение
психическое состояние творчества, откровения, душевного подъема, внутреннего озарения. Вдохновение включает эмоции, интуицию, творческое мышление. Высшим уровнем вдохновения является озарение.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Вдохновение
состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, профессиональной деятельности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ВДОХНОВЕНИЕ
состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Вдохновение при кажущейся самопроизвольности является, как правило, результатом предварительного напряженного труда.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ВДОХНОВЕНИЕ
состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.
Источник: Педагогический словарь
Вдохновение
др.-рус.) – это высокий уровень проявления духовных интеллектуальных и физических сил человека, творчески выполняющего какую-либо работу. Это такое эмоциональное состояние, которое выражается большой внутренней сосредоточенностью на предмете творчества, высокой интенсивностью деятельности. Вдохновение – это одухотворенная деятельность, высшей формой которой является озарение, как интуитивное постижение сущности предмета и явления. Каждый человек может испытывать этот дар, но чаще всего он бывает у людей чувствительных, впечатлительных, с возвышенным образом жизни. Вдохновенно может работать и художник, и учитель, и исследователь, и ученик. Различают эстетическое, интеллектуальное и религиозное вдохновение. Если человек постоянно работает на вдохновении, у него возникает вдохновенность как духовно-нравственное личностное качество.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ВДОХНОВЕНИЕ
состояние человека как субъекта деятельности, при котором хорошо согласованы все ее (деятельности) составляющие (цели, побуждения, осознание внешних и внутренних важных обстоятельств дела). В результате волевые усилия над собой (самопобуждение, самопринуждение) становятся излишними, и продуктивная деятельность идет как бы сама собой, «потоком», (иногда кажется, что по наитию «свыше»), сопровождаясь положительными чувствами. В. следует отличать от эйфории – состояния тоже связанного с подъемом положительных чувств, но не сопровождающегося продуктивной, созидательной работой (в быту ее обозначают как «телячий восторг»).
Лит.: Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 2; Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. – М., 1988.
Е.А. Климов
Лит.: Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 2; Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. – М., 1988.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Вдохновение
состояние творческого подъема, прилива творческих сил, ведущее в педагогической деятельности к возникновению или реализации творческого замысла занятия, новых идей, увлеченности и полной отдаче при педагогическом взаимодействии с учениками. Состояние В. характеризуется повышенной общей активностью личности, продуктивностью деятельности, осознанием легкости творчества, полным эмоциональным погружением в него, направленностью на реализацию педагогической идеи. По мнению немецкого психолога, философа Гуго Мюнстерберга (1863 — 1916), В. лежит в основе психологического механизма появления у ученика интереса к предмету. Этот механизм связан с тем, что педагог, выступая в роли промежуточного звена между учеником и предметом, может с помощью своих личностных свойств и состояний спровоцировать появление у ученика интереса к предмету через интерес к себе, т.е. ученик переносит свой интерес к воодушевленному учителю на безразличный ему сам по себе преподаваемый материал. Ученик верит в ценность изучаемого предмета, т.к. под влиянием воодушевления учителя видит его в новом свете.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Вдохновение
состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, педагогическая деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании. В. психическое состояние, включающее стенические эмоции, интуицию, творческое мышление и выражающее высокий уровень их продуктивности. Высший уровень В. – озарение. Точное психологическое описание поэтического В. – в стихотворении А.С. Пушкина «Осень»: И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем – И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.