ВАСЁК Трубачёв и его товарищи

Найдено 1 определение
"ВАСЁК Трубачёв и его товарищи"
вышедшая в 1947–1952 гг. трилогия Валентины Александровны Осеевой (1902–1969) о школьниках. Пользовалась популярностью в конце 1940-х – 1950-х гг. В 1952 г. во второй части трилогии был поставлен фильм для детей «Отряд Трубачева сражается».
О конце 1940-х – 1950-х гг.: «Большую популярность приобрела у ребят и трилогия В. Осеевой “Васёк Трубачев и его товарищи”. Вышедшая в 1947 году первая часть книги рассказывала о школьниках подмосковного городка. Читатель вводился в жизнь четвертого класса “Б”, знакомился с председателем совета отряда Васьком Трубачевым и его товарищами… Во второй части трилогии все названные лица оказались в гуще военных событий: отправившись в июне всем классом на Украину, в колхоз “Червоны Зиркы”, ребята очутились за линией фронта, в немецком тылу. В труднейших условиях жизни в занятой фашистами деревне пионеры отряда Трубачева проявили мужество, силу воли, сплоченность… В последней части трилогии Осеева рассказала о возвращении своих героев… в родной город и об их помощи взрослым в трудных тыловых делах военных лет. Как уже было сказано, книга приобрела популярность у ребят, была очень высоко оценена критикой и удостоилась Гос. [Сталинской – Авт. сл.] премии 1952 года. Всё же нельзя не заметить, что удача Осеевой не так уж безоговорочна. По-настоящему хороша только вторая, военная часть повести, передающая атмосферу первого года войны. Здесь запоминающиеся образы взрослых, принявших горячее участие в судьбе маленьких москвичей…, здесь достоверность обстоятельств времени и, главное, достоверность дет. характеров, поставленных в условия суровые и необычные. Если же оценивать трилогию в целом, то масштаб замысла кажется несоразмерным с его худ. воплощением… …Конфликт, положенный в основу повести [первой части трилогии] оказался слишком незначительным, чтобы стать настоящим пробным камнем для формирующихся характеров. Во время урока в четвертом классе “Б” не оказалось мела. Учитель сделал замечание дежурным – Ваську Трубачеву и Саше Булгакову. …[Мел же] похищен… Колей Мазиным, пытавшимся таким способом выручить не знающего урока товарища, Петю Русакова. …Дежурные подозревают друг друга в нерадивости, возникает ссора. Васёк жестоко обижает приятеля. Объективный летописец шк. событий Коля Одинцов пишет в газету заметку о поступке председателя отряда. Чувствующий себя виновником разразившегося скандала Петя Русаков вычеркивает в заметке фамилию Трубачева. Теперь последний обвиняется не только в оскорблении и драке, но и в трусости. На помощь ребятам приходят вожатый Митя и учитель Сергей Николаевич, сумевшие объяснить питомцам существо их ошибок и помочь понять разницу между настоящей дружбой и “…ложным выручательством”... …Великий скандал из-за маленького кусочка мела произошёл в книге между ребятами, которых писательница с первой страницы объединяет узами крепкой, закадычной дружбы. А главное – инициатором ссоры становится “лучший из лучших”, по уверению писательницы, самый авторитетный в классе мальчик – предс. отряда Васёк Трубачев. Тот самый Трубачев, которому уготована автором роль ребячьего командира в тяжелые дни войны. Именно он совершает один за другим два скверных поступка: оскорбляет лучшего своего друга Сашу Булгакова и грубо толкает больного товарища Севу Малютина. А дома срывает злость на старой тетке, называя ее ведьмой. Придя на другой день в школу, Васёк, хотя ему “стыдно и нехорошо”, успокаивает себя: “А что такое? Фью! Больше бояться меня будут! Никто не полезет ко мне”. Васёк Трубачев задуман Осеевой как образ ребячьего вожака. Именно таким изображен этот мальчик во второй и третьей частях повести. Первая часть, как и во многих других книгах рассматриваемого рода, призвана показать читателю, что героями не рождаются, что героями становятся в трудных условиях совсем обыкн. мальчики и девочки, не застрахованные от ошибок и заблуждений. Но ведь ошибка ошибке, заблуждение заблуждению рознь. Такой мальчишка, каким сделан в двух последних частях трилогии Васёк Трубачев, не мог в первой части ошибаться теми ошибками, которыми наградила его Осеева. Он наверняка мог поколотить какого-нибудь Мишку Квакина, но не больного товарища. Он, наверное, мог вспылить и поссориться с другом, но не из-за такого пустяка, как в книге, и не в такой форме. В критике Васька Трубачева усиленно сопоставляли с Тимуром. А ведь на деле Осеева лишила своего героя как раз гл. качества, делавшего таким обаятельным и безотказно подчинявшим своему влиянию героя Гайдара: гуманности. И самое парадоксальное в том, что все одноклассники Васька, кому в книге выделена писательницей роль “ведомых”, о которых взрослые говорят только как о товарищах Трубачева, даже сорванец и постоянный нарушитель спокойствия Мазин, оказываются гораздо более чуткими, внимательными, человечными, нежели “вожак”. И, между прочим, все они очень правильно оценивают поступки Васька. “...Какая это дружба! Из-за одного куска мела все вдребезги! Я бы так Петьку не бросил”, – размышляет Мазин. И читатель понимает: в самом деле, Мазин в случае чего может своему Петьке по шее надавать (но только за дело!), зато он и рад каждой его радостью, и огорчен каждым его огорчением. Осеева, кажется, не заметила, что дружба Мазина и Русакова оказалась, по существу, противопоставленной непрочному союзу ее мнимо закадычных друзей… Что касается третьей части, то в критике справедливо отмечалась некоторая ее идилличность, снизившая естественность и типичность детских характеров» (Лупанова, 1969, 366–370).
О конце 1940-х гг.: «Ученица III класса Люда К., прочитав “Васёк Трубачёв и его товарищи” В. Осеевой, пишет: “Как я рада, что Русаков сдал экзамен по русскому языку на “отлично”, но мне было стыдно, когда произошла ссора из-за мела. Ох, скорее бы вышла вторая книга» (Каиров, 1952, 11).
О вт. пол. 1940-х – нач. 1950-х гг.: «Анализ дет. писем и отзывов, присланных в Детгиз (кол-во их выросло с 6,7 тыс. в 1946 г. до 45 тыс. в 1951 г.), даёт основание сделать вывод, что первые места среди любимых книг сейчас занимают след. книги:… В. Каверин “Два капитана”, В Катаев “Сын полка”, А Фадеев “Молодая гвардия”, В. Осеева “Васёк Трубачёв и его товарищи“…, А. Гайдар “Тимур и его команда”…» (Дубровина, 1952, 46–47).
О 1950-х гг.: «Повесть В. Осеевой “Васёк Трубачёв и его товарищи” и повесть Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома” много читаются учащимися V классов и принадлежат к числу книг, любимых пятиклассниками» (Гердзей-Капица, 1961, 111).
О 1950-х – 1960-х гг.: «У советских ребят из добрых друзей одно из первых мест… занимает… Тимур. Горячо любят они и… партизана Володю Дубинина, порывистого Васька Трубачева, …Витю Малеева… и… др. героев-сверстников» (Николаев, 1965, 150).
О 1960-х гг.: «Повесть “Васёк Трубачев и его товарищи” стала любимым произведением юных читателей. За это произв-ие писательница была удостоена Гос. премии» (Кремянская, 1969, 184).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.