ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в РФ, направленный на предоставление обучающимся достаточно большого многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
организация процесса обучения и воспитания в зависимости от целей, содержания и методов образования, учета индивидуальных и психологических особенностей школьников, социально-педагогических условий, квалификации педагогических кадров, качества образовательных услуг.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
1) один из основополагающих принципов современной системы образования, сформированный в результате осознания обществом, государством, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 1980-х гг. унификации и единообразия в образовательной сфере; направление развития современной системы образования в условиях трансформации общества, плюралистических подходов к образованию и воспитанию личности в изменяющейся социокультурной среде;
2.) направление развития современной системы образования, нацеленность на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования; способность системы образования предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Пути и способы реализации идеи вариативности образования: многообразие образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программнометодического обеспечения, образовательных технологий. Внедрение принципа вариативности образования обусловливает создание органов, служб и форм работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации индивидуализации образовательного процесса, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (Лиферов А. П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997; Лутай В. С. Філософія сучасної освіти. – К., 1996; Неперервна професійна освіта: теорія і практика: зб. наук. праць / за ред. І. А. Зязюна та Н. Г. Ничкало. – У дв. ч. – К., 2001; Освіта України. Нормативно-правові документи. – К., 2001; Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі. – К.:НПУ, 2000). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Вариативность образования
1) один из основополагающих принци пов и направление развития современ ной системы образования в России, следствие осознания государством, об ществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господст вовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образова ния; 2) результат реализации принципа и политики развития вариативности образования – свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять уча щимся достаточно большое многообра зие полноценных, качественно специ фичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адек ватного запросам учащихся) выбора та кой траектории. Вариативность образования в конечном счёте нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей вариативности образования осу ществляется различными путями и спо собами: через создание более широко го многообразия образовательных про грамм и реализующих их образователь ных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариат ивность и возможность выбора про граммно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реали зовываться и в условиях отдельного об разовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образова тельных услуг и разнообразия образова тельных траекторий являются одним из важнейших показателей качества обра зования в школе. Образовательные системы, построен ные на принципе вариативности образования, требуют адек ватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления. В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образователь ных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих об разовательных траекторий и их соответ ствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного про цесса, выстраивание различных образо вательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплекто вания классов, групп, потоков учащих ся (например, педагогические конси лиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами об разования эти новые варианты требуют отражения в специальной группиров ке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управ ления.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.00 мб

Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций

Живокоренцева Т. В.
В статье представлена проблематизация понятия «вариативность образования».
Читать PDF
315.73 кб

Теория и практика: казусы вариативности школьного литературного образования

Каторова А. М., Казеева Н. А.
В статье ставится проблема вариативности литературного образования; анализируется комплект учебных пособий Р.Н. Бунеева, Е.В.
Читать PDF
195.74 кб

Основные этапы развития вариативности отечественного начального образования

Акимова Е. Ю.
Читать PDF
577.35 кб

Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования

Живокоренцева Татьяна Владиленовна
В статье концептуализировано понятие “вариативность образования”. Представлена специфика описания и фиксации вариативного компонента содержания образования в зависимости от дидактических подходов.
Читать PDF
2.81 мб

Модель профессионального становления педагога в условиях вариативности образования

Науменко Ольга Викторовна
Предложено поэтапное и обоснованное описание модели профессионального становления педагога начиная с профориентации в школьный период образования будущего учителя и заканчивая формированием ключевой компетенции потребности в педаг
Читать PDF
264.86 кб

Вариативность форм подготовки специалистов в области управления образованием за рубежом

Тряпицын А. В.
Читать PDF
85.65 кб

Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования

Юсупов Виталий Зуфарович, Коротаев Вадим Геннадьевич
В статье рассматривается принцип вариативности в проектировании содержания образования в вузе, обеспечивающий единство базовой системы элементов объективного профессионального опыта и разнообразие вариантов удовлетворения потребно
Читать PDF
321.65 кб

Генезис и вариативность понятийного содержания терминов в области информатизации образования

Евстигнеев Максим Николаевич
Рассмотрены основные термины в области информатизации образования.
Читать PDF
960.78 кб

Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования

Терехова Галина Владимировна
В статье представлено научно-методическое обеспечение образовательного процесса на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); раскрыто содержание вариативного подхода в решении проблемы психологопедагогического сопровожд
Читать PDF
395.29 кб

Вариативность как ведущая тенденция развития современного дополнительного образования в России

Иванова Ирина Викторовна, Макарова Валентина Александровна
Рассмотрена вариативность как ведущая тенденция развития дополнительного образования детей в России.
Читать PDF
2.15 мб

Вариативность формирования конкурентных преимуществ профессиональным образованием на рынке труда

Бочкарева Р. А.
Ускорение темпов обновления знаний и ужесточение конкурентной борьбы на рынке труда приводят к необходимости поддержания имеющихся и формирования новых конкурентных преимуществ субъектов рынка труда, представленных актуальными ком
Читать PDF
24.09 мб

Модернизация дополнительного образования: от принципа вариативности к поддержке индивидуальности

Лыкова Ирина Александровна, Синицина Ирина Анатольевна
В статье описана специфика системы дополнительного образования детей, современное состояние и перспективы развития.
Читать PDF
404.10 кб

Концептуальные основы управления вариативностью общего среднего образования на региональном уровне

Абрамова Т. В., Никитина И. М.
В статье изложены концептуальные основы и системообразующие принципы управления вариативностью общего среднего образования на региональном уровне, обоснованы состав компонентов и организационная структура системы управления.
Читать PDF
292.23 кб

Педагогическая характеристика процесса обеспечения вариативности технологического образования школьн

Кондрашкина Е. Г., Косенок Сергей Михайлович
В статье раскрывается педагогическая характеристика процесса обеспечения вариативности технологического образования школьников в условиях межшкольного учебного комбината.
Читать PDF
527.92 кб

Вариативность учебно-педагогического взаимодействия при становлении коммуникативной образованности с

Филатова И. В.
Рассмотрены индивидуально-типологические особенности студентов в аспекте проектирования учебно-педагогического взаимодействия на вариативной основе, влияющей на результативность становления коммуникативной образованности студентов

Похожие термины:

  • ВАРИАТИВНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    переход к образованию по выбору обучаемых и (или) их законных представителей, предполагающий возможность обучения по видоизмененным программам при сохранении основы, предусматриваемой государс