ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в РФ, направленный на предоставление обучающимся достаточно большого многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
организация процесса обучения и воспитания в зависимости от целей, содержания и методов образования, учета индивидуальных и психологических особенностей школьников, социально-педагогических условий, квалификации педагогических кадров, качества образовательных услуг.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
1) один из основополагающих принципов современной системы образования, сформированный в результате осознания обществом, государством, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 1980-х гг. унификации и единообразия в образовательной сфере; направление развития современной системы образования в условиях трансформации общества, плюралистических подходов к образованию и воспитанию личности в изменяющейся социокультурной среде;
2.) направление развития современной системы образования, нацеленность на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования; способность системы образования предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Пути и способы реализации идеи вариативности образования: многообразие образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программнометодического обеспечения, образовательных технологий. Внедрение принципа вариативности образования обусловливает создание органов, служб и форм работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации индивидуализации образовательного процесса, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (Лиферов А. П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997; Лутай В. С. Філософія сучасної освіти. – К., 1996; Неперервна професійна освіта: теорія і практика: зб. наук. праць / за ред. І. А. Зязюна та Н. Г. Ничкало. – У дв. ч. – К., 2001; Освіта України. Нормативно-правові документи. – К., 2001; Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі. – К.:НПУ, 2000). Е. А. Подольская
2.) направление развития современной системы образования, нацеленность на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования; способность системы образования предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Пути и способы реализации идеи вариативности образования: многообразие образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программнометодического обеспечения, образовательных технологий. Внедрение принципа вариативности образования обусловливает создание органов, служб и форм работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации индивидуализации образовательного процесса, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (Лиферов А. П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997; Лутай В. С. Філософія сучасної освіти. – К., 1996; Неперервна професійна освіта: теорія і практика: зб. наук. праць / за ред. І. А. Зязюна та Н. Г. Ничкало. – У дв. ч. – К., 2001; Освіта України. Нормативно-правові документи. – К., 2001; Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі. – К.:НПУ, 2000). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
Вариативность образования
1) один из основополагающих принци пов и направление развития современ ной системы образования в России, следствие осознания государством, об ществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господст вовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образова ния; 2) результат реализации принципа и политики развития вариативности образования – свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять уча щимся достаточно большое многообра зие полноценных, качественно специ фичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адек ватного запросам учащихся) выбора та кой траектории. Вариативность образования в конечном счёте нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей вариативности образования осу ществляется различными путями и спо собами: через создание более широко го многообразия образовательных про грамм и реализующих их образователь ных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариат ивность и возможность выбора про граммно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реали зовываться и в условиях отдельного об разовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образова тельных услуг и разнообразия образова тельных траекторий являются одним из важнейших показателей качества обра зования в школе. Образовательные системы, построен ные на принципе вариативности образования, требуют адек ватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления. В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образователь ных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих об разовательных траекторий и их соответ ствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного про цесса, выстраивание различных образо вательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплекто вания классов, групп, потоков учащих ся (например, педагогические конси лиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами об разования эти новые варианты требуют отражения в специальной группиров ке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управ ления.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016