ВАЛЛОН Анри

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВАЛЛОН (Wallon) Анри (1879-1962)
французский психолог, основатель Парижской школы генетической психологии, первой во Франции лаборатории детской психологии (1927). Преподавал в Сорбонне (1920-37), директор Практической школы высших знаний (1927-50), профессор Коллеж де Франс (1937-49). Совместно с П. Ланжевеном разработал проект реформы народного образования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВАЛЛОН Анри
15.3.1879, Париж, — 1.12.1962, там же), франц. психолог и обществ. деятель, основатель Парижской школы генетич. психологии. Чл. Франц. коммунистич. партии (с 1942), участник Движения Сопротивления. Получил филос. образование в парижской Нормальной школе (Эколь нормаль). Защитил докторскую дисс. по медицине (1908) и психологии (1925). Работал в психиатрия, клинике в Париже (осн. Ж. Шар-ко; 1908—31), преподавал в Сорбонне (1920—1937). Директор Практич. школы высш. знаний (1927—50), проф. Коллеж де Франс (1937—49). Основал первую во Франции лаб. детской психологии (1927) и первый в этой области журн. «Enfance» («Детство», 1948. През. Комиссии по реформе образования во Франции (1946).
Осн. труды — в области генетич. психологии. В. отвергал как биологизатор-ский, так и односторонний социологиза-торский подход к психич. развитию, применял принцип историзма к анализу психики. Психич. развитие рассматривал как последоват. смену стадий эволюции психики на основе ее качеств, перестройки. При этом, по В., перестраиваются и развиваются не просто отд. психич. функции, а целостная личность ребенка. Движущие силы развития заключены во взаимодействии ребенка со все более усложняющимися условиями его существования, и прежде всего — с его социальным окружением. Общество, по В., формирует психику человека посредством всей материальной и духовной культуры. Связи ребенка с предметным миром опосредуются эмоциональными формами общения со взрослыми. Эти выводы В. были подтверждены и дополнены эксперим. исследованиями отеч. психологов (А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.).
В области педагогики критиковал теории «врожденных способностей», «нейтрального воспитания и обучения», выступал за демократизацию системы образования во Франции, пропагандировал идеи сов. педагогики. Совм. с П. Лан-жевеном разработал проект реформы нар. образования. Осн. задачи реформы видел в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка и воспитание его в духе демокр. и гуманистич. идеалов, внедрить прогрессивные методы обучения, расширить и углубить естеств.-матем. и техн. образование, улучшить подготовку учащихся к практич. деятельности, создать широкие возможности для образования взрослых.
Соч.: Lenfant turbulent, Р., 1925; Les origines de la pensee chez lenfant, v. 1 — 2, Р.; Levolution psychologique de lenfant, Р.; La sociabilite chez lenfant, P., 1952; Les origines du caractere chez lenfant, P.; Psychologie et education de lenfante, P., 1959; Lecture dHenri Wallon. Choix de textes, P., 1976; в рус. пер. — От действия к мысли. Очерк сравнит, психологии, М., 1956; Психич. развитие ребенка, М., 1967.
Лит.: Леонтьев А. Н., А. Валлон, ВП, 1963, №3;Тутунджян О. М., Психол. концепция А. Валлона, Ер., 1966; 3 а з-з о Р., Психология и диалектич. материализм. (О психологии Анри Валлона), в кн.: История заруб. психологии. 30—60 с гг. XX в. Тексты, [M.]. 19S6.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия