ВАГНЕР Владимир Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВАГНЕР Владимир Александрович (1849-1934)
биолог, психолог и педагог, д-р зоологии (1899). Директор Петербургского коммерческого училища (1904-17), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907-17), профессор Педагогической академии (1907-15), зав. кафедрой сравнительной психологии в Ленинградском университете (1917-31). Разработал сравнительно-генетический метод применительно к исследованию развития психики. Фундаментальный труд В. "Биологические основания в сравнительной психологии" (т. 1-2, 1910-13) сыграл важную роль в обосновании сравнительной психологии в России. Исследования по проблемам школьного преподавания естествознания.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВАГНЕР Владимир Александрович
17(29).3.1849, Москва, — 8.3.1934, Ленинград], биолог-дарвинист, психолог и педагог, основоположник сравнит, психологии в России. Окончил юрид. (1874) и физ.-мат. (естеств. отделение, 1882) ф-ты Моск. ун-та, дер зоологии (1899). Приват-доцент Моск. (1895—1905) и Петерб. (1906—17) ун-тов. Одноврем. директор Петерб. коммерч. уч-ща (1904—17), проф. и вице-през. Психоневрологич. ин-та (1907—17), проф. Пед. академии (1907—15). В 1917—31 возглавлял кафедру сравнит, психологии в Ленингр. ун-те.
В. разработал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику к-рых рассматривал как продукт длит. эволюции. Систематизировал огромный фактич. материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и «разумные» формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. Обоснованный В. эволюц. подход к становлению и развитию «психических способностей» позволил проследить качеств, и количеств, характеристики психики в филогенезе, установить генетич. связь отд. ступеней эволюции.
В. был сторонником широкого распространения естеств.-науч. образования. В ср. школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Моск. пед. курсах, сотрудничал в журналах «Природа» и «Естествознание в школе». Был одним из организаторов Об-ва распространения естеств.-ист. образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Ин-те мозга. Соч.: Методы естествознания в науке и школе, М., 1893; Биол. основания сравнит, психологии, т. 1 — 2, СПБ, 1910 —13; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Природа и школьник, М. -Л., 1926; Возникновение и развитие психич. способностей, в. 1—9, Л., 1924—29.
Лит.: Рогинский Г. 3., В. А. Вагнер, СП, 1940, № 1; П е т p о в с к и й А. В., История сов. психологии. М., 1967.
А. В. Петровский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия