УЗБЕКИСТАН

Найдено 1 определение
УЗБЕКИСТАН
Республика Узбекистан, гос-во в Ср. Азии. Пл. 447,4 тыс. км2. Нас. 20,3 млн. чел. (1989, перепись), в т. ч. 71,4% - узбеки; живут также таджики, русские (8,3%). и др. Гос. язык - узбекский. Столица - Ташкент. В состав У. входит респ. Каракалпакия.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 856 чел. с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 765 чел.). В отраслях экономики было занято 1625,3 тыс. специалистов, в т. ч. 767,9 тыс. с высшим и 857,4 тыс. со ср. спец. образованием.
Дошкольные учреждения. Организация детских садов и яслей началась в 1918, когда У. входил в Туркестанскую АССР. После создания Узб. ССР. дошк. учреждения стали открываться повсеместно. К кон. 1932 в республике действовало 410 дет. садов (24,7 тыс. воспитанников). Началось создание респ. программ воспитания в дет. садах, а также метод, лит-ры в помощь их работникам. С сер. 30-х гг. развернулось стр-во спец. зданий, предназначенных для дет. садов. В 1940 св. 2,2 тыс. дошк. учреждений посещало 74 тыс. детей. В 1943 для детей с ослабленным здоровьем стали открываться сады санаторного типа (в 1947 работало 26 таких учреждений). В 1950/51 уч. г. были открыты дошк. отделения в Андижанском, Кокандском, Бухарском и Хивинском пед. уч-щах. В 1960 в 2964 дошк. учреждениях республики воспитывалось 173 тыс. детей. В 70-х гг. в У. широко в воспитат. практику дет. садов внедрялось предшк. изучение рус. языка. С сер. 80-х гг. программы воспитания, разрабатываемые в У., более широко учитывают интересы населения в освоении детьми традиций нац. культуры, в использовании нар. педагогики. В нач. 90-х гг. в почти 9 тыс. постоянных дошк. учреждениях У. воспитывалось св. 1 млн. детей. Воспитателей для дошк. учреждений готовили 17 пед. уч-щ и 3 пед. ин-та.
Общеобразовательная школа. На терр. У. формировалась древнетюркская культура, многие особенности к-рой определялись его положением на путях караванной торговли. Значит. роль в ней играли Худжанд, Мараканда (совр. Самарканд), а также Термез, Бухара, Хива.
В 8 в. терр. У. завоевана арабами; с 9 в. она входила в империю Саманидов с центром в Бухаре. Формирование узб. нации проходило в составе крупных гос. образований - империи Тимура и его потомков (13—15 вв.), Бухарского (с 15 в.), Хивинского (с 16 в.). и Коканд-ского (с 18 в.). ханств. Наряду с арабским и фарси с 16 в. распространялся нар. язык, формировавшийся на основе староузбекского. Значит. центрами мусульманской культуры стали Самарканд (средоточие мн. уч. и науч. учреждений, в их числе медресе и обсерватория Улуг-бека, 15 в.), Бухара (среди неск. медресе наиб. знаменита «Мири-Араб», действующая и ныне), Канибадам (медресе «Мир-Раджаб-Додхо», 16 в.).
С присоединением Ср. Азии к России (60—70-е гг. 19 в.). и введением рос. адм.-терр. деления Туркестанского края узбеки населяли Самаркандскую, часть Ферганской, Семиреченской и Сырдарь-инской областей. Традиц. система мусульм. образования сохранилась. После 1867 появились уч. заведения для детей из семей рус. военных и переселенцев: нач. школы (до 1876 их было открыто 6, в т. ч. 3 в Ташкенте, 2 в Самарканде и одна в Каттакургане); гимназии (в Ташкенте в 1875 мужская, позже - женская); реальное уч-ще (в 1893 в Ташкенте). Для детей коренного населения предназначалась открытая в 1870 в Самарканде особая рус. нач. школа, а также сеть рус.-туземных школ (первая открыта в Ташкенте в 1884). В Бухаре и нек-рых др. городах были организованы новометодные школы (первая открыта Исмаилом Гаспринским в Самарканде в 1893).
По данным общерос. переписи 1897, 98% коренного населения на терр. У. оставалось неграмотным. В 1914/15 уч. г. в 165 рус. школах (в т. ч. 140 нач., 13 неполных средних, 12 средних). обучалось 17,3 тыс. учащихся. Обучением было охвачено только 2—3% мальчиков-узбеков шк. возраста. Уч. заведения Сыр-дарьинской, Самаркандской и Ферганской областей в 1875—1917 подчинялись администрации Гл. управления гражд. уч. заведений в Туркестане.
После установления сов. власти ЦИК Туркестанской республики утвердил (1918). Положение «Об организации дела нар. образования в Туркестанском крае». Общее руководство шк. делом было передано Комиссии по просвещению (с 1920 - Наркомат). Первоочередной задачей считалась ликвидация неграмотности. Шк. строительство расширилось после образования Узб. ССР. (кон. 1924); к кон. 1924/25 уч. г. насчитывалось св. 1000 школ ликбеза, в к-рых овладевало грамотой более 200 тыс. чел. Особое внимание уделялось образованию женщин. К 1939 грамотность населения достигла 78,7%, в т. ч. среди мужчин - 83,6%; среди женщин - 73,3%.
С 1930 введено всеобщее нач. обучение детей и подростков. Оно было сопряжено с рядом трудностей, т. к. после нац.-терр. размежевания (1924). в Узб. ССР. вошли нек-рые районы с преим. тадж. населением. Учет образоват. интересов коренного неузбекского населения потребовал доп. мер по спец. подготовке педагогов нач. обучения. Развитию сети школ 2-й ступени препятствовали отсутствие учебников, слабость материальной базы ср. образования. В 1-й пол. 30-х гг. создавались и ориг. учебники по курсу ср. школы, однако вскоре они были заменены стабильными для всего СССР, переведенными с рус. яз. Возможности для освоения в школе традиций нац. истории и иск-ва сокращались. Эта тенденция была усугублена переводом узб. письменности с арабского на лат. алфавит (1928—29), а впоследствии (в 1939) - на рус. графику. В кон. 30-х гг. в городах и рабочих поселках расширялось 7-летнее образование, возросло число ср. школ. В 1940/41 уч. г. в У. работало св. 4,8 тыс. школ (в т. ч. ок. 2,7 тыс. начальных, ок. 1,7 неполных средних, св. 490 средних), в к-рых обучалось св. 1,2 млн. учащихся. В школах работало 36 тыс. учителей. В годы Вел. Отеч. войны сеть школ сократилась. Тем не менее было организовано обучение св. 200 тыс. детей, эвакуированных в У. из западных р-нов СССР.
С 1949/50 уч. г. введено всеобщее 7-летнее обучение; расширялось и число вечерних школ рабочей молодежи; всего в У. насчитывалось св. 5 тыс. общеобра-зоват. школ (ок. 1,3 млн. учащихся). В 1959—62 введено всеобщее 8-летнее обучение. В нач. 60-х гг. созданы ориг. учебники по истории, географии и лит-ре У. Были приняты меры к организации нач. шк. обучения на родном яз. корейцев, немцев и др. народов,депортированных в У. в кон. 30-х - нач. 40-х гг. В нач. 70-х - кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. В кон. 80-х гг. содержание шк. образования пересмотрено в интересах лучшего усвоения учащимися традиций нац. культуры, истории, лит-ры и иск-ва страны.
После провозглашения гос. суверенитета У. (1991). принят закон об образовании (1992). В качестве обязательного введено базовое (9-летнее). образование, бесплатное в гос. образоват. учреждениях. В уч. заведения полного ср. образования (2—3 года после базового). поступают учащиеся на конкурсной основе. Ср. уч. заведения могут осуществлять диффе-ренциров. обучение, вводить курсы по выбору учащихся и углубленное изучение отд. предметов.
В 1994 насчитывалось св. 8,9 тыс. дневных общеобразоват. школ, в к-рых училось св. 4,7 млн. чел. 1 тыс. школ вела обучение на неск. языках, в т. ч. на русском; только с обучением на рус. яз. работали 222 школы. Всего на рус. яз. получали общее образование ок. 0,5 млн. чел. (9,7% всех учащихся). В школах занято ок. 380 тыс. учителей, в т. ч. 75% с высш. образованием.
Сеть внешк. учреждений охватывает ок. 200 домов дет. творчества, св. 70 станций юных техников, св. 40 станций юных натуралистов, ок. 30 экскурсионно-туристских станций, ок. 300 ДЮСШ.
Профессионально-техническое образование. Школы проф. обучения стали появляться во 2-й пол. 19 в. В 1871 рус. нач. школа в Ташкенте (открыта в 1867). преобразована в «народно-ремесленную». В 1873—82 там же работала Туркестанская школа шелководства. В 1896 организовано ремесл. уч-ще для подготовки ремонтников хлоп-коочистит. заводов (Ташкент). В сер. 80-х гг. 19 в. в гор. уч-щах Туркестанского края созданы ремесл. классы с обучением столярному, токарному, переплетному и сапожному делу; в сел. школах организованы занятия по садоводству и огородничеству. В 1902 осн. с.-х. гидро-техн. школа и ж.-д. техн. уч-ще. В 1917 действовало 15 небольших с.-х. и др. школ. В декабре 1920 создан Туркестанский к-т проф. образования, к-рому были переданы 9 техн. и ремесл., 2 пром.-экон. уч-ща и неск. школ. В 1924 в составе Наркомпроса республики учрежден Уз-профобр. (на правах отдела), в ведение к-рого перешли 10 школ ФЗУ и 3 проф.-тех. школы с 910 учащимися. За 1929 40 было подготовлено 12 тыс. рабочих. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов, в к-рой в 1940/41 уч. г. работали 1 ж.-д. уч-ще и 14 школ ФЗО (всего 4,6 тыс. учащихся). В 1958 Трудовые резервы в У. были реорганизованы в систему проф.-тех. образования (св. 50 уч. заведений давали подготовку по 54 профессиям и охватывали 15 тыс. чел.). В 1962 был создан Гос. к-т Узб. ССР. по проф.-тех. образованию. Стали открываться средние ПТУ. По закону об образовании 1992 проф.-тех. образование осуществляется на основе базового в уч. заведениях или непосредственно на произ-ве. Получение первой профессии (в т. ч. с одновременным получением общего ср. образования). осуществляется бесплатно. В нач. 90-х гг. насчитывалось св. 500 проф.-тех. уч. заведений, св. 270 тыс. учащихся (в т. ч. в 330 ср. проф.-тех. уч-щах - ок. 150 тыс. учащихся).
Среднее специальное образование. Первым ср. спец. уч. заведением было Ташкентское хлопко-маслобойное уч-ще, основанное в 1893. В 1914/15 уч. г. оно оставалось единственным и охватывало ок. 100 чел.
В нач. 20-х гг. в Туркестанской респ. было 11 пед., 5 с.-х., 17 техн. и техн.-экон. уч. заведений. Ср. техн. образование развивалось на базе рабфака Туркестанского ун-та (Ташкент), в к-ром имелись механич., строит., гидротехн. и др. отделения. В 1927/28 уч. г. ( действовало св. 40 ср. спец. уч. заведений (7,1 тыс. учащихся), а в 1940/41 уч. г. в 98 ср. спец. уч. заведениях У. обучалось 25,1 тыс. учащихся. Ср. спец. образование получило значит. развитие в 60-х гг., когда в У. в крупные отрасли произ-ва превратились машиностроение, приборостроение и др. В 1966/67 уч. г. в 128 техникумах и др. ср. спец. уч. заведениях У. обучалось 122,1 тыс. чел. В 1-й пол. 90-х гг. св. 220 уч. заведений осуществляли подготовку специалистов ср. квалификации (св. 240 тыс. чел.).
Высшее образование. Первый в истории Ср. Азии светский вуз - Туркестанский ун-т организован в 1920 в Ташкенте на базе открытого в 1918 Туркестанского нар. ун-та (с 1923 наз. Сред-неазиат. ун-т - САГУ, с 1960 - Ташкентский). В создании ун-та участвовали профессора и преподаватели из городов Центр. России. В 1920/21 уч. г. на ф-тах ун-та (с. х-ва, мед., техн., военном, социально-экон., физ.-мат., ист.-филол., рабочем). обучалось 1,3 тыс. студентов. В 20—30-х гг. на базе отдельных ф-тов унта организованы 15 самостоят. вузов, размещенных в У., Туркменистане и Таджикистане. В Ташкенте были созданы ин-ты - мед., с.-х., пед., инженеров ирригации и механизации с. х-ва и ряд втузов, объединенных в 1933 в политехн. ин-т; в Самарканде - кооперативный ин-т. В 1927/28 уч. г. действовало 3 вуза (3,9 тыс. студентов), а в 1940/41 уч. г. насчитывалось 30 вузов (19,1 тыс. студентов). После окончания Вел. Отеч. войны уже в 1945/46 уч. г. контингент студентов достиг прежнего уровня. В 50—60-х гг. среди студентов значит. ельно увеличилось число представителей национальностей Ср. Азии. В 1966/67 уч. г., в 35 вузах (после их укрупнения). обучалось 188,4 тыс. студентов.
В 1-й пол. 90-х гг. работало св. 50 вузов; в них обучалось 285,2 тыс. студентов. Среди крупнейших: Ташкентский ун-т (ок. 17 тыс. студентов), Самаркандский ун-т (ок. 11 тыс.), Ташкентский пед. ин-т (св. 14 тыс.), Ташкентский мед. ин-т (ок. 8 тыс.), Ташкентский с.-х. ин-т (ок. 10 тыс. студентов). и др.
Педагогическая наука. Вос-питат. идеал узб. народа нашел свое отражение в устном нар. творчестве: преданиях, сказках, пословицах и поговорках. Пед. мысль в У. в средние века являлась составной частью социально-полит. учений. В 10—11 вв. Фараби, Ибн Сына, Бируни рассматривали в своих трактатах широкий круг вопросов обучения и воспитания, полагая, что только наука и просвещение способны вывести народ из невежества. В 14—15 вв. Улугбек и А. Навои выступили с позиций просветительства и гуманизма. В 16—18 вв. стали появляться назидат. лит. произведения на нар. языке, к-рые, однако, не получили широкой известности из-за неразвитости письменной традиции староузб. языка. В нач. 19 в. Мунис Хорезми составил первое узб. пособие по каллиграфии (1804), в к-ром рассматривались и мн. вопросы обучения.
После присоединения Ср. Азии к России (2-я пол. 19 в.). появилась возможность знакомства узбеков с традициями рус. школы и с пед. теорией. Инспектор нар. уч-щ Туркестанской обл., преподаватель учительской семинарии в Ташкенте В. П. Наливкин составил первые сартско-русские и русско-сартские уч. словари и пособия по изучению узб. языка русскими и рус. языка узбеками. Вопросы развития образования в Туркестане нашли отражение в работах С. М. Граменицкого, к-рый, кроме того, составил 3 «Книги для чтения» и арифметические учебники, пользовавшиеся большой популярностью среди учителей Туркестана.
Во 2-й пол. 19 в. под влиянием религ.-реформаторского движения (джадидиз-ма). неск. улучшились организация, содержание и методы работы мусульм. школ; были изданы учебники и уч. пособия на родном языке учащихся. В нач. 20 в. просветит, деятельность вели Хамза Хакимзаде Ниязи, А. Авлони и др. Хамза составил «Специальный облегченный учебник лит-ры для учеников 1-го кл.» (1914), «Книгу для чтения для 2-го кл.» (1915). Авлони подготовил ряд учебников для нач. школы.
В первые годы сов. власти в У. науч.-пед. центром стал Наркомпрос. Здесь готовились и издавались учебники для сов. школ. В 1929 организован узб. НИИ пед. наук. Осн. внимание уделялось разработке проблем методики преподавания узб. и рус. языков и лит-ры в школе, обобщению опыта работы лучших учителей и школ (особое значение имела деятельность Ташкентской опытно-пока-зат школы-коммуны под руководством В Ф Лубенцова).
Во 2-й пол 50-х гг науч. учреждениями У подготовлены учебники по истории, лит-ре, географии, экономике У Значит. исследования проведены по преподаванию рус языка (60—70-е гг). Членами АПН СССР. были избраны В В Решетов и С Раджабов Накопленный опыт был переосмыслен в кон 80-х гг в ходе обновления содержания образования, с расширением возможностей для уч заведений в выборе форм и методов обучения, в использовании воспитат. потенциала нар. педагогики Значит. роль в пед. исследованиях играют кафедры педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов В 1973 было основано Респ пед. об-во
Лит Раджабов С, Из истории сов школы в Узбекистане, Таш, 1957, Б с и д p и -ков К E, Очерки по истории нар. образования в Туркестане (1865—1924 гг). M, 1960, Кочаров В Т, Из истории организации и развития нар. образования в дорев Узбеки стане (1865—1917 гг), Таш, 1966, X у p с а и д о в M X, Развитие проф. -тех образования в Узбекистане, Таш, 1973, Кадыров И К, Очерки развития общеобразоват. школы Сов Узбекистана, Таш, 1974, [ А б д у рахманов Г], Высшая школа и наука в Сов Узбекистане, Таш, 1977 III с p м у х а медов С, Развитие нар. образования за 60 лет, Таш, 1978 И Б Марцинковский/

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
193.12 кб

Система образования Республики Узбекистан: образовательные программы и присваиваемые квалификации

Житникова Николай Игоревич, Зверев Марина Николаевна, Ткач Геннадий Федорович
В данной статье представлено описание современной структуры системы образования Республики Узбекистан, реформируемой в последнее десятилетие в соответствии с принятой в республике Национальной программой по подготовке кадров, реал
Читать PDF
186.20 кб

Педагогическое тестирование в системе образования республики Узбекистан

Юзликаева Эльзара Решатовна
В статье рассматривается технология тестирования в системе образования Республики Узбеки-стан. Кратко изложены основные особенности системы тестового отбора в высшие образователь-ные учреждения.
Читать PDF
214.74 кб

Государственный образовательный стандарт в республике Узбекистан

Бакирова Альбина Юнировна
В статье рассматривается проблема стандартизации образования в республике Узбекистан.
Читать PDF
132.39 кб

Инновации в реформировании непрерывного образования республики Узбекистан

Азизходжаева Наиля Назыровна
В статье обобщены основные направления реформирования непрерывного образования в Республике Узбекистан.
Читать PDF
257.05 кб

Узбекистан: настоящий ислам, или смена религиозного имиджа

Васильева Василина
«Московские новости», М., 2007 г., № 27.
Читать PDF
122.69 кб

Духовно-нравственные основы непрерывного образования в Республике Узбекистан

Толипов Уткир Каршиевич
Читать PDF
111.88 кб

Об особенностях подготовки бакалавров в технических вузах Республики Узбекистан

Шообидов Шорахмат Аскарович, Тулаев Бекмурат, Камолходжаев Шарабутдин Мухитдинович
Читать PDF
120.58 кб

Преемственность непрерывного педагогического образования в Республике Узбекистан

Толипов Уткир Каршиевич
Читать PDF
425.27 кб

Подготовка кадров в Республике Узбекистан

Толипов Уткир Каршиевич, Дусматов Олимжон Мусурманович
Читать PDF
136.65 кб

Педагогические технологии в реформировании непрерывного образования в республике Узбекистан

Азизходжаева Наиля Назировна
Читать PDF
578.68 кб

О подходе к созданию системы непрерывного профессионального образования Республики Узбекистан

Кадыров Бахром Гафурович
Читать PDF
520.92 кб

Основной понятийный аппарат Национальной модели подготовки кадров Республики Узбекистан

Курбанов Ш. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Новая модель подготовки кадров в Республике Узбекистан

Рашидов Шухрат Хикматуллаевич
Читать PDF
0.00 байт

Непрерывное педагогическое образование в республике Узбекистан: состояние перспективы

Боймуродова Гульзода Тоштемировна, Толипов Уткир Каршиевич
Читать PDF
0.00 байт

Система непрерывного образования в республике Узбекистан: опыт, проблемы, перспективы

Джураев Рисбай Хайдарович