УСТНАЯ РЕЧЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УСТНАЯ РЕЧЬ
слышимая, звучащая речь. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга и находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, напр., при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной). Устная речь может быть диалогической и монологической.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

РЕЧЬ УСТНАЯ
вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон Р. у. Р. у. бывает диалогической и монологической.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

УСТНАЯ РЕЧЬ
Речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). У. р. осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная речь) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, мегафоном и т. п.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь). Различают также неподготовленную У. р. (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную У. р. (лекция, доклад, выступление на заранее предложенную тему). Конечной целью обучения У. р. является формирование у обучаемых умений неподготовленной (спонтанной, экспромтной) речи в рамках очерченного программой набора ситуаций, тем и сфер общения. У. р. подразделяют на диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращенной к одному или группе слушателей, иногда – к самому себе). У. р., в отличие от письменной, свойственны такие характеристики, как неподготовленность, линейность, необратимость. Информативность и действенность устной речи повышается за счет интонации, жестов и мимики. У. р. может быть монологической (рассказ, выступление) и диалогической (беседа, дискуссия, обсуждение) в зависимости от коммуникативных задач общения. Требования к уровню владения У. р. формулируются в учебных программах, а способы проверки достигнутого уровня владения У. р. проверяются с помощью специальных тестов.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

УСТНАЯ РЕЧЬ
продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. У. р. — живая речь, которая не только произносится, звучит, но — главное — создается в считанные секунды, в момент говорения. Это творимая, говоримая речь. Для ее характеристики часто используется выражение живое слово. (Кстати, в 20-е годы XX в. в нашей стране был даже Институт живого слова.) У. р. не следует путать с озвученной письменной речью, которая возникает при чтении вслух или воспроизведении наизусть письменного источника. В условиях У. р., как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Необходимо отметить следующие особенности устной речи: 1) избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.); 2) экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться; 3) перебивы (самоперебивы) (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т. д.); 4) использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д. Различают следующие жанры У. р. (рассматривается только литературная речь). В разговорном стиле: 1) беседа в семье или с друзьями, знакомыми; 2) анекдот; 3) рассказ о себе. У. р. используется во весь четырех разновидностях книжного стиля: 1) доклад, дискуссионное выступление — научный стиль; 2) отчет — деловой стиль; 3) парламентское выступление, репортаж, интервью, дискуссионное выступление — публицистический стиль; 4) рассказ со сцены (например, И. Андроникова) — стиль художественной литературы. В отличие от письменной речи, где важную роль играет планирование и контроль высказывания, степень подготовленности У. р. зависит от разных речевых ситуаций. Следует отметить заранее не подготовленную У. р., так называемые спонтанные жанры, когда не продумано содержание, структура, форма изложения. Это беседа в семье, с друзьями, знакомыми, интервью (без заранее составленных вопросов), выступление в прениях. Помимо неподготовленной, различают частично подготовленную У. р., когда в основном продумывается содержание и цель высказывания. Это деловая беседа, т. е. беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке, интервью (с заранее подготовленными вопросами), выступление в прениях, юбилейная публичная речь, научный доклад и т. д. И, наконец, существует подготовленная У. р. Различают следующие так называемые словесно-спонтанные жанры (не продумано словесное выражение, не продумано главное, что будет сделано и в какой последовательности). Это лекция, устное реферирование, выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научный доклад и др. В учебной деятельности используются такие жанры У. р., как беседа, лекция, доклад, выступление в прениях, реже интервью. Лит.: Мелибруда Е.Я. Я—ты—мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986; Одинцов В.В. Речевые формулы популяризации. — М., 1982; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. — Саратов, 1992; Разновидности городской устной речи. — М., 1988; Соколов В.В. Культура речи и культура общения. — М., 1995. Л.Е. Тумина 261

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

УСТНАЯ РЕЧЬ
вид речевой деятельности, материальной формой которой являются звуковые волны, возникающие в результате работы мозга и речевого аппарата. Восприятие У.р. осуществляется гл. обр. с помощью органов слуха, однако важное значение имеет и зрительный канал, по которому поступает информация о мимике, жестах, пространственной дистанции между говорящим и собеседником/слушателем, а также о других невербальных средствах коммуникации, которые способны дополнить или актуализировать смысл высказывания, а в ряде случаев (напр., безразличный, строгий или ласковый взгляд) даже заменить некоторые слова. У.р. отличается большим интонационным разнообразием, которое обусловлено изменениями высоты тона в слоге, слове и в целом высказывании, различиями в темпе и громкости речи, а также местом постановки логического ударения, наличием или отсутствием пауз (см. Интонация). Для У.р. типичны безударные частицы, которые участвуют в её ритмико-интонационной организации. Особенности У.р. во многом зависят от психофизиологических, интеллектуальных, возрастных, тендерных, социальных, общекультурных черт «человека говорящего». В большинстве случаев У.р. обращена к одному или нескольким собеседникам. В этом случае она обладает свойством интерактивности, поскольку может изменяться в зависимости от реакции слушателей.
По онтологическим, структурным и функциональным признакам У.р. противопоставлена внутренней и письменной речи. У.р. свойственны поступательный и линейный характер развёртывания во времени, необратимость и прерывистость, самоперебивы, повторы, автокомментарии. Ключевую роль в композиционном построении текстов У.р. играют ассоциативные присоединения. Типичными синтаксическими явлениями У.р. являются наложение конструкций (давай сюда / её измерим); актуализация смыслов с помощью вопросительной частицы «да» и указательных местоимений (полчаса / да / осталось?; такая миленькая / беленькая шубка); использование именительного темы в позиции субъекта (Вся моя родня / она здесь живет / короче / ну / старожители здешние). Для У.р. характерен эллипсис актантов (кстати /у меня есть такого вот типа / в клеточку)и эллипсис предиката (у меня аж прям /у меня прям дыхание прям!). У.р. не свойственны многокомпонентные сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Отличительной особенностью У.р. является редукция средств выражения смысла, которая компенсируется общими для собеседников фоновыми сведениями (Она /реально / сюда пока / зайти сюда / она перенервничала / а тут мы такие). На лексическом уровне У.р. характеризуется обилием эмоционально-оценочных элементов, словесной импровизацией. В ней часто используются семантически опустошённые слова, которые выполняют роль замещения пауз (э, а, ну, м-м-м, значит, так сказать и т.п.), типично неточное употребление слов (такой прям фуршет, э-э, накрыт).
Общепринятой типологии У.р. в настоящее время нет. Выделяют устную публичную (кодифицированную) и обиходную (некодифицированную) У.р.; литературную (разговорную речь) и нелитературную (просторечную, жаргонизированную, диалектную, а также их смешанные разновидности). Указанные выше признаки У.р. свойственны прежде всего обиходной (некодифицированной) У.р. Что касается таких жанров У.р., как лекция, доклад, выступление в парламенте и т.п., они строятся в основном по нормам книжной монологической речи (см. Книжный стиль, Монолог). По числу говорящих У.р. подразделяется на диалогическую, полилогическую и монологическую.
Лит.: Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? // ВЯ. 1980. № 2; Костомаров В.Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» // Проблемы современной филологии. М., 1965; КРРЭСС. М., 2003; Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000; Современная русская речь: состояние и функционирование: сб. аналитических мат-лов / под ред. С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой, Л.В. Московкина, Е.Е. Юркова. СПб., 2004; Современная русская речь: состояние и функционирование. Вып. 2 / под ред. С.И. Богданова, Н.О. Рожкиной, Е.Е. Юркова. СПб., 2006.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
401.53 кб

Специфика элективного курса «Устная профессиональная речь преподавателя русского языка как иностранн

Тарасова Елена Николаевна
Статья посвящена рассмотрению возможностей формирования посредством устной профессиональной речи навыков и умений преподавания русского языка иностранцам.
Читать PDF
147.73 кб

Устная речь преподавателя русского языка как иностранного определяющий компонент личностно-ориентиро

Тарасова Е.Н.
В данной статье рассматриваются основные подходы к устной речи как инструменту преподавания, обучения русскому языку как иностранному; дается обобщение того опыта, который накоплен при обучении инофонов по личностно-ориентированно
Читать PDF
196.62 кб

Устная профессиональная речь преподавателя русского языка как иностранного: когнитивно-компетентност

Вишняков Сергей Андреевич, Тарасова Елена Николаевна
Проблематика статьи связана с необходимостью соблюдения апробированной авторами системы условий, которые обеспечивают наиболее полную подготовку педагога преподавателя русского языка как иностранного.