Условия риска
Условия риска
совокупность факторов различной природы (социальных — например, воспитание в детдоме; психологических — например, систематические избиения ребенка родителями; биологических — например, систематическое недоедание, голод), длительное негативное воздействие которых на человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут быть дезадаптация, поведенческие нарушения. Для каждого института социализации свойственны свои специфические У. р., провоцирующие отклонения в поведении ребенка. В семье это, во-первых, асоциальный характер семьи в целом, либо ее отдельных членов, во-вторых, структура семьи (например, отсутствие в семье отца), в-третьих, функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания. В школе это, во-первых, функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутришкольного поведения и авторитарному обеспечению личного педагогического псевдоавторитета, во-вторых, субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития и, втретьих, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.), в результате чего ребенок исключается из коллектива и не может полноценно обучаться. В условиях внешкольных учреждений и институтов причиной нарушения поведения могут стать конфликты ребенка с преподавателем либо неудовлетворение внешкольным учреждением потребностей ребенка. В сфере неформального общения (внешкольная группа сверстников) причиной возникновения отклонений в поведении может стать асоциальная направленность деятельности этой группы, асоциальный характер внутригрупповых норм взаимоотношений и требований, принятие которых является обязательным для подростка, желающего примкнуть к группе.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.