УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА БРИГАДЫ

Найдено 1 определение
УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА БРИГАДЫ.
В профессиональной педагогике различают низкий, средний и высокий У.в.т.к.б.
Низкий уровень воспитанности характеризуется формальной целостностью, показатели трудовой деятельности бригады невысокие, многие рабочие не выполняют планов по производительности труда, допускают брак в работе, порчу материалов и оборудования. В такой бригаде, как правило, низкая трудовая дисциплина, имеют место прогулы и опоздания на работу, очень сильно ощущается отрицательная направленность неформальности групп, проявляющаяся в частом возникновении конфликтных ситуаций, личность характеризуется пассивностью.
В такой бригаде отсутствуют, как правило, единые педагогические требования; требует только бригадир, авторитет которого здесь невелик. Неуравновешенность отдельных членов бригады отрицательно сказывается на сплоченности коллектива и на производительности труда. Здесь личные мотивы трудовой деятельности превалируют над общественными и обычно с ними не совпадают. Вполне понятно, что воспитательная деятельность такого коллектива низка, поэтому направлять молодых рабочих в такую бригаду нецелесообразно.
Только через некоторое время начинает складываться бригадное самосознание. Это уже средний уровень воспитанности, происходит постепенный переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности в отношениях между членами бригады.
Начинает проявляться забота всех членов бригады о каждом, интерес к нему и сплочение. Происходит, таким образом, интеграция бригадной и индивидуальной цели, возрастает значение отношений между членами бригады, личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка бригадных норм. Здесь уже признается разнообразие индивидуальных стилей и в то же время единодушие становится единственным признаваемым путем принятия решений.
Средний уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется удовлетворительными показателями трудовой деятельности, работа выполняется, какправило, без брака, все рабочие выполняют планы по производительности труда. В такой бригаде существуют единые требования, за соблюдением которых следят бригадир и актив (совет) бригады. Здесь личные мотивы деятельности совпадают с общественными и каждый член бригады понимает цели и задачи коллектива. Для каждого члена характерна положительная активность, умелое управление своим поведением. В то же время в такой бригаде есть случаи неритмичной работы, происходят отклонения от установленных технологических процессов, иногда бывают нарушения трудовой дисциплины, в связи с чем возникают конфликтные ситуации.
И все же ответственное отношение всего трудового коллектива к выполнению производственных и общественных заданий свидетельствует о его сплоченности, и коллектив может выступать в роли воспитателя.
Высокий уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется целостностью, высокими показателями трудовой деятельности каждого члена бригады, перевыполнением установленных производственных планов, работой без брака и сдачей продукции с первого предъявления. В бригаде развито рационализаторство и изобретательство, творческое отношение к труду, овладение несколькими профессиями, характерными для данной бригады, достигнута полная взаимозаменяемость в работе.
Такой коллектив характеризуется единством требований, высоконравственными взаимоотношениями, сложившимся здоровым психологическим климатом и положительными традициями, личной ответственностью и самодисциплиной, активностью.
Он является средством всестороннего индивидуального развития каждого члена, вполне управляемой социальной организацией, обеспечивающей высокую эффективность решения воспитательных задач. Каждый член такой бригады занимает благоприятное положение в системе официальных и неофициальных отношений, находится на месте, где максимально могут проявляться его способности и потенциальные возможности.
Здесь сформированы устойчивые социально-ценностные мотивы деятельности, характеризующие его мировоззрение, стойкость убеждений.
Отношение членов таких бригад характеризуется взаимной доброжелательностью, взаимопомощью. Все это положительно влияет на настроение рабочих в течение дня.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. Батышева С.Я. – М., 1996; Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М., 1985.
А.С. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.