УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Найдено 1 определение
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
показатели качества усвоения обучающимися учебного материала, исходя из способности выполнять ими деятельность репродуктивного, продуктивного и творческого (исследовательского) характера. Уровневая модель качества усвоения учебного материала обусловливает характер и структуру деятельности, представленной в виде последовательных уровней усвоения программного материала.
Различают следующие уровни выполнения учебной, учебно-производственной и производственной деятельности: I уровень (узнавание, различение) – репродуктивная, алгоритмическая несамостоятельная деятельность выполняется под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя, мастера производственного обучения, на основе их инструктивных указаний и рекомендаций, документов письменного инструктирования. (Обучающийся способен дать заключение о соответствии явления, объекта или выполнить работу, если в задаче заданы цель, ситуация (условия) и действия по ее достижению.) II уровень (воспроизведение) – репродуктивная, самостоятельная деятельность выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности, чередования этапов, элементов, процедур), воспроизводимых по памяти. (Заданы цель и ситуация (условия), а требуется применить ранее усвоенные действия по решению данной задачи.) III уровень – продуктивная, самостоятельная (эвристическая) деятельность выполняется на основе самостоятельно созданного алгоритма. Обучающийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и ситуациях. (Задана цель, неясна ситуация (условия), в которой цель может быть достигнута; требуется ее уточнить и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, добывая для себя субъективно новую информацию в ходе самостоятельной трансформации от известной типовой ориентировочной основы действий к субъективно новой ориентировочной основе действий для решения нетиповой деятельности.) IV уровень – самостоятельная, творческая (исследовательская) деятельность, в процессе которой обучающийся самостоятельно, по своей инициативе рационализирует, модернизирует, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудий, средств, способов, организации выполнения работы, получая при этом высокие результаты. (Создается объективно новая ориентировочная основа деятельности. При этом добывается объективно новая информация. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила.)

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005