УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ

Найдено 1 определение
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ.
В профессиональной педагогике установлены У.п.п.м.р.: низкий, средний, высокий. Для каждого уровня определены критерии.
Низкий уровень характеризуется нерешительностью и неуверенностью в работе. Рабочий овладевает технологическими и трудовыми операциями после длительной тренировки и не всегда в полном объеме;
затрудняется выделить существенные, закономерные связи даже после выполнения тренировочной работы;
выполняет работы главным образом по образцу;
переносит знания, навыки и умения в новую производственную обстановку, допуская ошибки.
Усвоив основные приемы выполнения производственных операций, выполняет задания после некоторых исправлений, нормы времени и нормы выработки, как правило, не выполняет, нарушает трудовую и производственную дисциплину. Такой рабочий осознает свои недостатки, но не проявляет стремления их исправить; он не имеет устойчивого интереса к избранной профессии и не прочь при удобном случае переменить ее. Такой рабочий имеет отрицательную установку не только к профессии, но и к труду вообще, имеет склонности к нарушению дисциплины, у него отсутствует чувство ответственности, долга.
У молодых рабочих низкого уровня профессиональной подготовленности сдерживается процесс формирования профессионального мастерства из-за слабой сформированности общетрудовых навыков и умений в средней школе; недостаточного уровня самостоятельности для выполнения производственных работ; недостаточного уровня знаний и неумения применять их в процессе производственной деятельности; слабой информированности при выборе профессии. Для преодоления этого требуется особонапряженная систематическая работа молодого рабочего, развитие его познавательной направленности, приобщение к такой трудовой деятельности, к которой он имеет особое пристрастие и на базе которой можно будет развить интерес к другим видам деятельности. Слабая профессиональная устойчивость молодого рабочего приводит к тому, что он стремится получить другую профессию за пределами данного предприятия.
Средний уровень – рабочий овладевает технологическими и трудовыми операциями после непродолжительной тренировочной работы;
хорошо усваивает фактический материал, но недостаточно осмысливает его, не всегда устанавливает связь теории с практикой; выделяет самостоятельно существенные, закономерные связи не сразу, а после непродолжительных тренировочных упражнений. При этом их выполняет не всегда тщательно и аккуратно;
умеет видеть в частном случае общее;
умеет переносить знания, навыки и умения в новую производственную обстановку; для овладения профессиональным мастерством требуется более длительное время.
Однако такой рабочий без посторонней помощи устойчиво справляется с производственным заданием при хорошем качестве работы и в установленные сроки, инициативен, принимает участие в общественной жизни трудового коллектива.
Изготавливаемая продукция соответствует техническим требованиям. Удовлетворительно освоив новые приемы выполнения производственных операций, молодой рабочий правильно организует труд, самостоятельно планирует выполнение заданий при незначительной помощи со стороны бригадира или мастера цеха. Такой рабочий способен к волевому напряжению, умеет строить жизненные планы, имеет ясные цели и идеалы, проявляет склонность и интерес к избранной профессии, читает научно-техническую литературу, связанную с его производственной деятельностью.
В его труде доминируют ценностные ориентации, он стремится работать над собой, умеет анализировать свои поступки, объективно дает самооценку.
На среднем уровне профессиональной подготовленности, в силу еще недостаточного ее проявления у молодого рабочего, необходимо побуждение его к активной поисковой деятельности, постоянное решение им все новых задач.
Высокий уровень – рабочий свободно освоил выполнение технологических и трудовых операций;
умеет самостоятельно выделять существенные, закономерные связи и видеть в частном явлении общее;
умеет делать глубокие обобщения и выводы, придает большое значение знаниям и использует их на практике;
способен самостоятельно разобраться во внезапно возникшей производственной ситуации и в длительной напряженной работе;
легко переносит приобретенные знания, навыки и умения в новую производственную ситуацию;
способен быстро переключаться с одного вида работы на другой;
обладает способностью овладевать профессиональным мастерством в короткие сроки.
Высокий уровень характеризуется уверенной, стабильной сдачей выполненных изделий с первого предъявления при высоком качестве работы в соответствии с техническими требованиями и нормами, рабочий творчески относится к труду, инициативен, принимает активное участие в общественной жизни трудового коллектива.
Такой рабочий уверенно планирует и выполняет все производственные задания, овладевает полной производственной самостоятельностью и высоким профессиональныммастерством, знает и применяет передовые методы труда, всегда дает продукцию высокого качества.
Для высокого уровня профессиональной подготовленности, чтобы обеспечить дальнейший профессиональный рост, необходимо постоянно углублять профессиональные навыки и умения молодого рабочего, особенно в области овладения передовыми методами труда и прогрессивной технологией; активно привлекать его к творческому труду, приобщать к изобретательству и рационализаторству. Такие рабочие стремятся получить высшее образование и впоследствии становятся бригадирами.
Лит.: Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М., 1985; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
А.С. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.