УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровни профессионального образования
установленные в Российской Федерации следующие уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(УПО) – это традиционно сложившиеся и общепринятые звенья в системе непрерывного образования, осуществляющие профессиональную подготовку рабочих и специалистов разных уровней квалификации (начальное, среднее и высшее профессиональное образование). С развитием системынепрерывного образования в рамках сложившихся уровней появились подуровни: академический и профессиональный в высшей школе, традиционный (базовый) и повышенный уровень начального и среднего профессионального образования.
До недавнего времени содержание и уровни образования в РФ определялись централизованно: государственными органами управления образованием. Эти органы разрабатывали учебные планы и нормативы общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки с учетом профиля деятельности; устанавливали сроки обучения, перечни рабочих профессий для системы профтехобразования и специальностей среднего специального и высшего образования. Таким образом, в стране длительный период времени существовал образовательный стандарт, который основывался на принципе единства школы в системе народного образования, т.е. все школы работали по единым учебным планам и программам, обеспечивая определенное одинаковое содержание подготовки как по составу предметов, их объему в часах, так и по конкретному содержанию учебного материала.
Такое единство обеспечивало стандартный уровень подготовки в профессиональных учебных заведениях, однако имело негативные последствия. Это замедление развития содержания образования, ограничение поиска новых подходов и направлений в формировании образования, осутствие у обучающихся свободы выбора содержания обучения с учетом индивидуальных наклонностей, познавательных интересов и способностей.
Ориентация России на развитие рыночных отношений в экономике и ее интеграцию в мировую экономическую систему требует оптимального соотношения между процессами децентрализации и централизации в профессиональном образовании. Поэтому так важно переосмыслить структуру и технологию проектирования учебно-программной документации для подготовки и переподготовки кадров, которая будет учитывать не только изменения в содержании профессионального образования, вызванные переходом к рыночным отношениям, но и создаст основу нового государственного стандарта профессионального образования.
Образовательные стандарты имеют три составляющие: стандарт уровня образования; стандарт содержания; стандарт качества образования (подготовки).
Стандарт уровня образования – сложившийся и общепринятый или целенаправленно формируемый круг требований и ограничений, предъявляемых к содержанию образования и обучения, а также к типу организации учебного процесса в каждом из звеньев профессиональной подготовки. Стандарт уровня образования формируется только в системе взаимосвязей с другими ступенями профессионального образования и в определенной мере зависит от них. В системе взаимосвязей с другими ступенями профессионального образования стандарт того или иного уровня образования определяется: отношением к квалификации подготавливаемых работников; требованиями к составу и объему подготовки специалистов; местом в системе непрерывного образования.
Стандарт УПО предусматривает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и определенный уровень эрудированности и интеллектуального развития. Он характеризуется рядом показателей, в совокупности отличающих один уровень от другого:
исходное (базовое) образование; продолжительность (срок) обучения;
соотношение теоретической и практической подготовки;
соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках теоретической;
класс профессиональных (интеллектуальных) задач, к решению которых готовится в процессе обучения специалист;тип организации учебного процесса (соотношение аудиторной и самостоятельной работы, обязательных и элективных курсов).
Овладение тем или иным уровнем образования предполагает наличие какого-то ранее полученного (исходного) образования, что свидетельствует, во-первых, о накоплении определенного запаса знаний; во-вторых, о наличии определенного уровня интеллектуального развития, которое достигается как за счет запаса знаний, так и за счет овладения способами интеллектуальной деятельности. Эти два показателя являются входными условиями при переходе на высшую степень и при поступлении на любую ступень образования после перерыва в учебе.
Продолжительность обучения (срок обучения) – время, необходимое для изучения определенного объема знаний, овладения определенными способами интеллектуальной и профессиональной деятельности. Наиболее способные, одаренные учащиеся могут сокращать срок обучения за счет занятий по индивидуальным учебным планам или сдачи экстерном экзаменов по учебным дисциплинам.
При получении начального профессионально-технического образования практическая подготовка преобладает над теоретической; главной задачей профессионально- технического образования является формирование конкретных трудовых навыков и умений; теоретическая подготовка как бы направлена на объяснение этой практической деятельности. В процессе среднего профессионального образования доля теоретической подготовки, как правило, больше по объему, чем практической, или равна ей (включая практические и лабораторные работы). Наряду с задачей вооружения учащихся практическими знаниями, необходимыми для непосредственного овладения профессиональными обязанностями, дается определенный объем фундаментальных теоретических знаний, которые составляют базу для овладения практическими знаниями, определяют профессиональный кругозор специалиста, способствуют его интеллектуальному развитию. В условиях высшего образования теоретическая подготовка явно преобладает над практической, но не потому, что специалист с высшим образованием менее нуждается в профессиональной практической готовности к выполнению своих трудовых обязанностей, а в связи с тем что, обладая более высоким уровнем образованности, интеллектуального развития, он способен преобразовать теоретические знания в практические и самостоятельно решать вопрос о реализации их в практической деятельности.
Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место: они не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудированности специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, формированию исторического взгляда на развитие науки, техники, общества, человека. В системе среднего профессионального образования учащиеся получают общенаучные знания, но, как правило, это только основы наук, которые имеют прикладное значение и интегрируются со специальными предметами. Сама структура специальных знаний в средних специальных учебных заведениях в отличие от профессионально-технических дается в развернутом виде; учебные предметы как бы характеризуют разные компоненты труда: цель труда (например «Конструкции зданий и сооружений»), предмет и материал труда («Строительные материалы и изделия», «Инженерно-техническое оборудование зданий»), средства труда («Строительные машины и средства малой механизации»), способы деятельности («Основы расчета строительных конструкций», «Технология и организация строительного производства»), организация труда и управление («Нормирование труда и сметы», «Экономика и планирование строительного производства», «Основы управленческой деятельности»). Причем значительная доля этих знаний имеет общепрофессиональное значение и может быть перенесена в рамках группы специальностей с одной специальности на другую. В системе профессионально- технического образования большинство названных предметов как бы слились в один – «Технология производственного процесса», объясняющий учащимся сущность производственного процесса, в котором они принимают непосредственное участие, демонстрирующий его закономерности. Следующим существенно важным показателем стандарта уровня образования является характер профессиональных задач, решению которых обучают в процессе практической подготовки.
Практическое значение стандартов уровней образования состоит в том, что они являются ориентиром для определения конкретного содержания подготовки, т.е.формирования стандарта содержания образования. Стандарт содержания профессионального образования реализуется в типовых (примерных) учебных планах и программах по конкретным профессиям (специальностям) начального и специальностям (специализациям) среднего и высшего образования. Стандарт качества подготовки определяет единые требования к конечному результату обучения – овладению определенной системой знаний, навыков и умений. Стандарт качества подготовки обеспечивается специально проводимыми проверками по единым тестам-вопросникам или тестам-заданиям, где найдут отражение состав и содержание знаний учащихся, а также типовые профессиональные задачи, которые предстоит решать специалисту. При этом не важно, сколько времени, по каким предметам и при какой организации учебного труда велось обучение, необходимо только, чтобы на выходе учащийся мог успешно пройти проверку на основе стандартных тестов. Такая система независимого тестирования давно реализуется в ряде стран, где разработаны тесты достижения, ориентированные на результаты обучения в средней школе.
В качестве обобщенного стандарта качества может выступать квалификационная характеристика или любой другой документ, где в развернутом виде содержатся требования к знаниям, навыкам и умениям выпускников. При таком подходе каждое профессиональное образовательное учреждение может по-своему формировать содержание обучения – перечень учебных дисциплин, их объемы, последовательность и интенсивность изучения, что позволит создать новые интегрированные учебные курсы, использовать блочно-модульную систему преподавания, применять в обучении метод «погружения» в предмет, а также создавать новые технологии обучения. Естественно, важным будет являться конечный результат – готовность обучающихся к выполнению определенных профессиональных функций.
Лит.: Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. – М., 1993; Семушина Л.Г., Ломакина Т.Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки; Методические рекомендации. – М., 1994.
Т.Ю. Ломакина
До недавнего времени содержание и уровни образования в РФ определялись централизованно: государственными органами управления образованием. Эти органы разрабатывали учебные планы и нормативы общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки с учетом профиля деятельности; устанавливали сроки обучения, перечни рабочих профессий для системы профтехобразования и специальностей среднего специального и высшего образования. Таким образом, в стране длительный период времени существовал образовательный стандарт, который основывался на принципе единства школы в системе народного образования, т.е. все школы работали по единым учебным планам и программам, обеспечивая определенное одинаковое содержание подготовки как по составу предметов, их объему в часах, так и по конкретному содержанию учебного материала.
Такое единство обеспечивало стандартный уровень подготовки в профессиональных учебных заведениях, однако имело негативные последствия. Это замедление развития содержания образования, ограничение поиска новых подходов и направлений в формировании образования, осутствие у обучающихся свободы выбора содержания обучения с учетом индивидуальных наклонностей, познавательных интересов и способностей.
Ориентация России на развитие рыночных отношений в экономике и ее интеграцию в мировую экономическую систему требует оптимального соотношения между процессами децентрализации и централизации в профессиональном образовании. Поэтому так важно переосмыслить структуру и технологию проектирования учебно-программной документации для подготовки и переподготовки кадров, которая будет учитывать не только изменения в содержании профессионального образования, вызванные переходом к рыночным отношениям, но и создаст основу нового государственного стандарта профессионального образования.
Образовательные стандарты имеют три составляющие: стандарт уровня образования; стандарт содержания; стандарт качества образования (подготовки).
Стандарт уровня образования – сложившийся и общепринятый или целенаправленно формируемый круг требований и ограничений, предъявляемых к содержанию образования и обучения, а также к типу организации учебного процесса в каждом из звеньев профессиональной подготовки. Стандарт уровня образования формируется только в системе взаимосвязей с другими ступенями профессионального образования и в определенной мере зависит от них. В системе взаимосвязей с другими ступенями профессионального образования стандарт того или иного уровня образования определяется: отношением к квалификации подготавливаемых работников; требованиями к составу и объему подготовки специалистов; местом в системе непрерывного образования.
Стандарт УПО предусматривает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и определенный уровень эрудированности и интеллектуального развития. Он характеризуется рядом показателей, в совокупности отличающих один уровень от другого:
исходное (базовое) образование; продолжительность (срок) обучения;
соотношение теоретической и практической подготовки;
соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках теоретической;
класс профессиональных (интеллектуальных) задач, к решению которых готовится в процессе обучения специалист;тип организации учебного процесса (соотношение аудиторной и самостоятельной работы, обязательных и элективных курсов).
Овладение тем или иным уровнем образования предполагает наличие какого-то ранее полученного (исходного) образования, что свидетельствует, во-первых, о накоплении определенного запаса знаний; во-вторых, о наличии определенного уровня интеллектуального развития, которое достигается как за счет запаса знаний, так и за счет овладения способами интеллектуальной деятельности. Эти два показателя являются входными условиями при переходе на высшую степень и при поступлении на любую ступень образования после перерыва в учебе.
Продолжительность обучения (срок обучения) – время, необходимое для изучения определенного объема знаний, овладения определенными способами интеллектуальной и профессиональной деятельности. Наиболее способные, одаренные учащиеся могут сокращать срок обучения за счет занятий по индивидуальным учебным планам или сдачи экстерном экзаменов по учебным дисциплинам.
При получении начального профессионально-технического образования практическая подготовка преобладает над теоретической; главной задачей профессионально- технического образования является формирование конкретных трудовых навыков и умений; теоретическая подготовка как бы направлена на объяснение этой практической деятельности. В процессе среднего профессионального образования доля теоретической подготовки, как правило, больше по объему, чем практической, или равна ей (включая практические и лабораторные работы). Наряду с задачей вооружения учащихся практическими знаниями, необходимыми для непосредственного овладения профессиональными обязанностями, дается определенный объем фундаментальных теоретических знаний, которые составляют базу для овладения практическими знаниями, определяют профессиональный кругозор специалиста, способствуют его интеллектуальному развитию. В условиях высшего образования теоретическая подготовка явно преобладает над практической, но не потому, что специалист с высшим образованием менее нуждается в профессиональной практической готовности к выполнению своих трудовых обязанностей, а в связи с тем что, обладая более высоким уровнем образованности, интеллектуального развития, он способен преобразовать теоретические знания в практические и самостоятельно решать вопрос о реализации их в практической деятельности.
Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место: они не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудированности специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, формированию исторического взгляда на развитие науки, техники, общества, человека. В системе среднего профессионального образования учащиеся получают общенаучные знания, но, как правило, это только основы наук, которые имеют прикладное значение и интегрируются со специальными предметами. Сама структура специальных знаний в средних специальных учебных заведениях в отличие от профессионально-технических дается в развернутом виде; учебные предметы как бы характеризуют разные компоненты труда: цель труда (например «Конструкции зданий и сооружений»), предмет и материал труда («Строительные материалы и изделия», «Инженерно-техническое оборудование зданий»), средства труда («Строительные машины и средства малой механизации»), способы деятельности («Основы расчета строительных конструкций», «Технология и организация строительного производства»), организация труда и управление («Нормирование труда и сметы», «Экономика и планирование строительного производства», «Основы управленческой деятельности»). Причем значительная доля этих знаний имеет общепрофессиональное значение и может быть перенесена в рамках группы специальностей с одной специальности на другую. В системе профессионально- технического образования большинство названных предметов как бы слились в один – «Технология производственного процесса», объясняющий учащимся сущность производственного процесса, в котором они принимают непосредственное участие, демонстрирующий его закономерности. Следующим существенно важным показателем стандарта уровня образования является характер профессиональных задач, решению которых обучают в процессе практической подготовки.
Практическое значение стандартов уровней образования состоит в том, что они являются ориентиром для определения конкретного содержания подготовки, т.е.формирования стандарта содержания образования. Стандарт содержания профессионального образования реализуется в типовых (примерных) учебных планах и программах по конкретным профессиям (специальностям) начального и специальностям (специализациям) среднего и высшего образования. Стандарт качества подготовки определяет единые требования к конечному результату обучения – овладению определенной системой знаний, навыков и умений. Стандарт качества подготовки обеспечивается специально проводимыми проверками по единым тестам-вопросникам или тестам-заданиям, где найдут отражение состав и содержание знаний учащихся, а также типовые профессиональные задачи, которые предстоит решать специалисту. При этом не важно, сколько времени, по каким предметам и при какой организации учебного труда велось обучение, необходимо только, чтобы на выходе учащийся мог успешно пройти проверку на основе стандартных тестов. Такая система независимого тестирования давно реализуется в ряде стран, где разработаны тесты достижения, ориентированные на результаты обучения в средней школе.
В качестве обобщенного стандарта качества может выступать квалификационная характеристика или любой другой документ, где в развернутом виде содержатся требования к знаниям, навыкам и умениям выпускников. При таком подходе каждое профессиональное образовательное учреждение может по-своему формировать содержание обучения – перечень учебных дисциплин, их объемы, последовательность и интенсивность изучения, что позволит создать новые интегрированные учебные курсы, использовать блочно-модульную систему преподавания, применять в обучении метод «погружения» в предмет, а также создавать новые технологии обучения. Естественно, важным будет являться конечный результат – готовность обучающихся к выполнению определенных профессиональных функций.
Лит.: Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. – М., 1993; Семушина Л.Г., Ломакина Т.Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки; Методические рекомендации. – М., 1994.
Т.Ю. Ломакина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.