УРОВНИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Найдено 1 определение
УРОВНИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
степень теоретического осмысления, семантической проработанности и возможности экспериментальной проверки проблем.
Феноменологический уровень характеризуется постановкой проблемы на уровне "здравого смысла", обыденного представления, осознанных или неосознанных практических действий в сфере воспитания. Исследователь формулирует проблему "в лоб", отмечая видимые, очевидные недостатки практики обучения и воспитания. Ответы на поставленные вопросы рождаются в процессе практической деятельности на основе наблюдений, фактически без их должного теоретического осмысления. Перенос полученных результатов за пределы данной ситуации может приводить к недоразумениям. Концептуальный уровень-постановка и решение проблем требуют специальных исследований. Ответы на вопросы здесь не могут быть получены только путем простых наблюдений.
Необходимы последовательная проработка и постановка общей проблемы до решения и формулировки конкретных задач, раскрывающих общую цель, а также понятийно-терминологическая определенность. На этом уровне создается некая концепция, отражающая взаимосвязь между явлениями.
Вопросы выбираются таким образом, чтобы ответы на них раскрывали отдельные положения концепции и их взаимосвязи. Здесь необходимо теоретическое осмысление проблемы в сочетании с опытной и экспериментальной работой.
Экспериментальный уровень-постановка и решение проблемы требуют подбора задач, которые проверяются с помощью эксперимента.
Одной концептуальной проработки проблемы недостаточно. В зависимости от исходной концепции методы ее проверки могут быть простыми и очень сложными, включать короткие или продолжительные по времени эксперименты. Таким образом, педагогическая проблема может быть осмыслена и решена на разных уровнях, пройти ряд этапов, "созреть", дойти до такой стадии, на которой только и возможно ее научное разрешение.
Ретроспективный анализ проблем, имеющихся в нашем образовании, показывает, Что все они в той или иной степени существовали в прошлом и ранее ставились и решались в трудах известных исследователей-педагогов. Но можно также согласиться с теми, кто считает, что многое делалось на уровне здравого смысла и не доводилось до экспериментального уровня. Обычно ответы на вопросы соответствовали характеру самих вопросов. Для их решения не было необходимых средств и возможностей.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.