УРОВНИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Найдено 1 определение
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
в процессе производственного обучения – показатели качества освоения учащимися профессиональной практической деятельности в процессе производственного обучения.
Уровневый подход к оценке качества производственного обучения характерен, в основном, для тестового метода контроля (см. Тестирование качества производственного обучения).
Выделяются следующие уровни выполнения учебно-производственной деятельности:
I уровень – репродуктивная, несамостоятельная деятельность: выполняется под непосредственным наблюдением и руководством мастера производственного обучения, на основе его инструктивных указаний и рекомендаций документов письменного инструктирования;
II уровень – репродуктивная, самостоятельная деятельность: выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности, чередования этапов, элементов, процедур), воспроизводимых по памяти;
III уровень – продуктивная, самостоятельная (эвристическая) деятельность: выполняется на основе самостоятельно созданного алгоритма. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и ситуациях;
IV уровень – самостоятельная, творческая деятельность: учащийся самостоятельно, по своей инициативе рационализирует, модернизирует, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудий, средств, способов, организации выполнения работы, получая при этом высокие результаты.
Выделение уровней освоения навыков и умений, фактически уровней качества производственного обучения, позволяет объективно (диагностично, с высокой степенью точности) судить о действительной профессиональной подготовленности учащихся, соответствии ее государственному стандарту, прогнозировать и осуществлять наиболее эффективные пути повышения ее качества.
Лит.: Беспалько В.П. Педагогика и современные технологии обучения. – М., 1995; Диагностика качества практического производственного обучения: Методические рекомендации / ИРПО РФ. – М., 1995; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.