УРОВНИ МЕНЕДЖМЕНТА

Найдено 1 определение
УРОВНИ МЕНЕДЖМЕНТА.
В учебном заведении выделяются два его основных уровня: руководство – инженерно-педагогические работники; педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) – обучающиеся.Целью первого У.м. является обеспечение продуктивной деятельности педагогов через развитие, саморазвитие их творческого потенциала. Целью второго уровня правомерно считать осуществление оптимального управления процессом обучения при максимальном раскрытии и развитии творческих возможностей и способностей личности каждого учащегося.
Принимая во внимание главное в менеджменте – человекоцентристский подход – успех в управлении коллективом и в учебном процессе будет достигнут за счет приобщения каждого к целям учреждения, создания атмосферы уважения и доверия, обеспечения успеха личности в деятельности.
При этом следует отметить, что менеджмент рассматривает успех именно с позиции удовлетворения у работников (обучающихся) потребностей высшего уровня: в уважении значимыми для личности людьми (руководство учебного заведения, преподаватели и мастера производственного обучения, обучающиеся), в самовыражении через творческую профессиональную деятельность. Потребность в ощущении успеха через признание окружающими является, как утверждается научными основами менеджмента, гораздо большим стимулом, чем материальное вознаграждение.
Два основных уровня дают основание выделить подуровни, обусловленные структурой учебного заведения и взаимодействием персонала между собой и с обучающимися.
Взяв за основу требования человекоцентристского подхода, условия качественного труда человека и конкретные технологии, можно выработать систему управления на каждом уровне (управление учебным заведением, управление процессом обучения) и подуровней (управление методической работой, производственной деятельностью и т.д.).
Обеспечение управления процессом обучения, требующее применения педагогических технологий управления (см. Классификация педагогических технологий), – не что иное, как реализация менеджмента второго уровня. Поэтому необходимо овладение принципами человекоцентристского подхода и применения их в сочетании с положениями кибернетики.
При этом менеджером является педагог (преподаватель или мастер производственного обучения), который работает с обучающимися.
Положения человекоцентристского подхода, предполагающие создание атмосферы уважительного отношения к личности, проявление доверия к человеку, обеспечение успеха в деятельности каждого, требуют планомерной их реализации в процессе совместной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся в процессе обучения.
Требование уважения предполагает умение и готовность менеджера:
– оказывать всемерную помощь и содействие в развитии способностей учащихся и устранении недостатков, мешающих социально-профессиональному развитию;
– принимать живое участие в проблемах и трудностях обучающихся;
– поощрять инициативу и активную деятельность учащихся в усвоении знаний и умений и развитии творческого потенциала;
– внимательно, заинтересованно относиться к позиции, мнению, критическим высказываниям и позитивным предложениям обучающихся и всемерно реагировать на них;
– формировать у обучающихся чувство уверенности в достижении целей обучения, в успехе деятельности.
Оказание доверия, с позиции человекоцентристского подхода, заключается в создании обстановки сотрудничества, раскрепощения в деятельности, творчества и самостоятельности. Если для первого У.м. это сводится к распределению многочисленных задач учебного заведения среди сотрудников, то для второго У.м. –это максимальное привлечение обучающихся к самостоятельной деятельности, к «добыванию» знаний и умений собственными силами, предоставление им возможности самим решать определенный круг проблем, что позволяет активизировать их и добиться большей результативности усвоения.
Поскольку успех в менеджменте понимается как реализованная цель, а любой сотрудник, как и обучающийся, конечно, стремится к успеху и хочет быть признанным руководством и коллегами, преподавателями и товарищами, то важным становится создание атмосферы успеха, пусть даже через несложную деятельность, которая окрыляет и стимулирует на дальнейшее достижение целей обучения.
Лит.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М., 1993; Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно- педагогических работников / ЦИПК ПО. – СПб., 1997; Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. – М., 1966; Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.
М.П. Сибирская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
286.78 кб

Уровни менеджмента в вузе

Солнцева Н.
Читать PDF
739.28 кб

Особенности оценки качества менеджмент-образования при переходе на уровневую подготовку

Звонников В. И.
Рассмотрено влияние компетентностного подхода при переходе на уровневую систему образования. Выявлена металатентная природа компетенций. Дана кластерно-компетентностная модель подготовки бакалавра или магистра.
Читать PDF
678.77 кб

О модернизации системы менеджмента качества образовательных результатов на уровне муниципалитетов

Ковалев Евгений Евгеньевич
В статье рассмотрены подходы к модернизации системы менеджмента качества образования на уровне муниципалитетов. Автор предлагает использовать стандарты в области управления ИТ-инфраструктурой.
Читать PDF
449.30 кб

Повышение уровня подготовки будущих специалистов по направлению «Менеджмент организации» компонентам

Лосев Александр Сергеевич, Лосева Анастасия Владимировна
Рассматриваются проблемы, связанные с низким уровнем подготовки будущих специалистов по профилю подготовки «Менеджмент организации». Проводится анализ действующих образовательных стандартов и учебных программ.
Читать PDF
155.12 кб

Исследование уровня готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту

Шарипов М.Ф.
Статья содержит данные экспериментального исследования уровня готовности бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту и результаты сравнительного анализа управленческой подготовки студентов специальности