УПРАЖНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
УПРАЖНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
(общетехнические и специальные предметы).
Упражнение как метод обучения предполагает многократное и целенаправленное выполнение учащимися определенных действий в целях закрепления и совершенствования знаний, способов деятельности, формирования умений их применять при решении различных учебно-производственных задач. Упражнения, как правило, проводятся в ходе урока, они характерны для всех этапов учебной деятельности и в зависимости от места в учебном процессе имеют различные дидактические задачи, характеризуются данными педагогическими требованиями.
Одним из требований к упражнениям является их целенаправленность. Целенаправленность и целеустремленность в действиях стимулируют активность учащихся, предполагают высокую степень их сознательности, способствуют творческому применению имеющихся знаний для выполнения задания.
Другое требование – сознательность – определяет необходимость активного напряжения умственных усилий учащихся, проявление инициативы в практических действиях. В этой связи можно говорить о сознательной целеустремленности учащихся в процессе упражнений.
Реализация основной цели упражнений требует включения их в учебный процесс, как правило, после того как учащиеся получили необходимые знания. Это требование относится ко всем упражнениям, и прежде всего к тем, которые выполняются на начальных этапах обучения. Однако позднее, когда учащиеся имеют достаточный запас знаний и практический опыт, возможно давать такие упражнения, для выполнения которых у учащихся еще нет всех необходимых знаний, – они должны их приобрести самостоятельно. В этих случаях упражнения наряду с закреплением и совершенствованием имеющихся знаний являются средством приобретения новых знаний.
Упражнения, проводимые при изучении предмета, должны в совокупности представлять продуманную, педагогически обоснованную систему. Система упражнений предполагает прежде всего их строгую последовательность. Каждый новый навык, новое умение легче формируются, когда они развиваются на прочной основе и включаются в систему учебного предмета. К каждому новому виду работы учащиеся подготавливаются предшествующей деятельностью. Система должна строиться таким образом, чтобы постоянно повышать сложность упражнений и степень самостоятельности учащихся при их выполнении.
Такой ступенчатый характер построения системы упражнений может быть применим как в пределах конкретной темы, так и предмета в целом. Подбирая упражнения, постепенно повышающие степень самостоятельности учащихся, необходимо заботиться об их разнообразии. Это важно для поддержания интереса учащихся, с одной стороны, и обучения их способам применения знаний в разнообразных условиях – с другой.
Эффективность закрепления и совершенствования знания и формирования навыков и умений в процессе упражнений во многом зависит от их количества, систематичности, регулярности проведения, а также распределения во времени, что в свою очередь определяется характером изучаемого материала.
Чаще и больше проводятся упражнения по материалу, при изучении которого учащиеся испытывают затруднения и допускают типичные ошибки. Однако и в любых других случаях упражнения являются обязательной составной частью учебной работы, проводятся систематически и регулярно на каждом уроке.
Однотипные упражнения проводятся вначале чаще, затем – реже. С целью предупреждения забывания уже изученного материала и дальнейшего закрепления его периодически включают в последующие упражнения.Результативность упражнений находится в прямой зависимости от характера действия учащихся. Если они выполняют упражнения с ошибками, то весь эффект теряется.
Поэтому преподаватель всегда добивается правильного выполнения учащимися необходимых действий. Это во многом обеспечивается постановкой перед ними четкой задачи предстоящего действия, с одной стороны, и осознанием учащимися его сущности – с другой.
Беря за основу характер познавательной деятельности учащихся, все многообразие упражнений, проводимых при изучении общетехнических и специальных предметов, можно свести к трем основным типам: репродуктивным, творческим, поисковым. Такое разделение имеет условный характер, ибо в любом упражнении всегда имеют место репродуктивные, продуктивные и творческие компоненты. При изучении каждого раздела, каждой темы программы могут использоваться все три типа упражнений. Однако несомненно, что по мере продвижения в изучении предмета удельный вес упражнений творческого характера будет увеличиваться, а в репродуктивного – уменьшаться.
Репродуктивные упражнения имеют целью формирование у учащихся умений применять полученные знания и изученные способы деятельности путем выполнения заданий, решения различных учебных задач в основном репродуктивного, воспроизводящего характера. Соответствующим является характер познавательной деятельности учащихся. Однако выполнение таких упражнений всегда требует активного использования полученных ранее знаний, определенного напряжения памяти, активного мышления.
Поэтому термин «репродуктивные» следует понимать чисто условно, фактически такие упражнения носят полутворческий характер.
Репродуктивные упражнения включают следующие основные виды:
решение задач (количественных и качественных), выполнение расчетов и т.п. (см. Задачи учебные);
практическое изучение устройства машин и механизмов, материалов, инструментов, приспособлений. Такие упражнения обычно выполняются с применением плакатов, моделей, макетов, электрофицированных щитов, коллекций и т.п.;
чтение и разбор чертежей, принципиальных и монтажных схем, схем установок и агрегатов, таблиц, графиков и т.п. изображений предметов, процессов, явлений и их взаимосвязей. Основное дидактическое требование к таким упражнениям – четкое понимание учащимися единства условного и реального;
изучение технической документации: паспортов станков, машин, механизмов, инструкций к приборам, карт технологического процесса изготовления, ремонта, сборки, наладки, должностных инструкций, инструкций по обслуживанию агрегатов, установок и т.п.;
нахождение необходимых данных в справочниках, таблицах стандартов и другой технической литературе.
Творческие упражнения проводятся с целью формирования и развития у учащихся продуктивного, творческого технического мышления на конкретном материале изучаемого предмета.
Организуя творческие упражнения, преподаватель направляет познавательную деятельность учащихся так, чтобы процесс их мышления включал преодоление затруднений. В этом принципиальное отличие творческих упражнений от репродуктивных, если рассматривать их с психолого-педагогических позиций.
В процессе изучения общетехнических и специальных предметов наиболее характерными видами творческих упражнений являются:
выполнение заданий по систематизации изучаемого материала, такие упражнения в большинстве случаев проводятся в форме заполнения систематизационных таблиц, являющихся одновременно и заданием, и рабочим материалом. Проведение упражнений по систематизации изучаемого материала в значительной степени способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления. Во-первых, процесссистематизации базируется на логической смысловой переработке учебной информации, что является важным условием осмысленного усвоения знаний и развития логического мышления учащихся. Во-вторых, аналитико-систематический подход к закреплению материала в процессе систематизации повышает эффективность его усвоения и прививает учащимся навыки анализа, синтеза и сравнения;
разработка (планирование технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т.п.) (см. Задачи технологические);
решение «продуктивных» (количественных и качественных) задач. Большинство «продуктивных» задач качественные, т.е. задачи-вопросы: на выбор; на сравнение и оценку; на определение зависимостей и причинно-следственных связей; на объяснение и т.п.;
выполнение заданий графического характера: достраивание недостающих проекций; дочерчивание пропущенных линий в схеме; эскизирование с натуры; выполнение разрезов и сечений; выполнение деталировок и сборочных чертежей и т.п.;
составление принципиальных схем изучаемых машин, механизмов, приборов, установок, устройств и т.п.
Поисковые упражнения требуют максимальной самостоятельности учащихся, способности оперировать знаниями и умениями в сложных и взаимосвязанных технических ситуациях, развитого умения мыслить – анализировать, синтезировать, делать выводы, оценки, выбирать наилучший вариант, принимать самостоятельные решения.
Типичные упражнения поискового характера:
выполнение заданий диагностического характера: поиск неисправностей, сбоев, разрегулировок, отказов и т.п. (см. Диагностика техническая);
поиск неисправностей с помощью алгоритмов (см. Алгоритм учебный); решение «прогностических» задач (типа «что будет, если...»);
решение конструкторских задач. Такие задания выполняются в определенной системе: внесение заданных изменений в уже имеющуюся конструкцию; восполнение в конструкции недостающего звена; проектирование конструкции по предложенной схеме или описанию; самостоятельное конструирование объекта по его общей идее и заданным требованиям и параметрам;
выполнение заданий на принятие решений в различных производственных ситуациях по их словесному описанию или на тренажерах (см. Задачи технологические).
Лит.: Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. – М., 1987; Проблемы дидактики теоретического обучения. – М., 1978; Соколов Б.А., Юдин В.В. Технические и технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии. – М., 1988.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.