УПРАЖНЕНИЯ в процессе производственного обучения

Найдено 1 определение
УПРАЖНЕНИЯ в процессе производственного обучения
метод обучения, содержанием которого являются многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования. В процессе У. таким образом происходит переход количества (в данном случае количество повторений, воспроизведений) в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием навыков и умений.
У. как метод производственного обучения характеризуется следующими признаками и требованиями:
1. У. – это не только повторение, но и обязательное продвижение учащихся вперед. Каждое У. – это очередной шаг в овладении профессией.
2. Каждое У. имеет четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и др., и производственную – что, как и сколько сделать в процессе У. Цели эти тесно сочетаются, при этом достижение производственной цели является средством достижения учебной цели.3. У. проводятся под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве У. одновременно является и целью учащихся. Корректировка деятельности учащихся в процессе У. производится прежде всего с позиций реализации учебной деятельности.
4. Выполняя У., учащиеся должны иметь прочную, сознательную ориентировочную основу своих действий. Они должны иметь четкое представление, «что», «как» и «почему так» нужно выполнять учебно-производственные задания.
5. В процессе У. учащиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, образец, технические требования, сигнал тренажера и т.п.).
6. В процессе У. на каждом этапе их выполнения учащийся должен четко представлять, каких результатов он добился, на сколько продвинулся в выполнении их целей.
У. в процессе производственного обучения проводятся в определенной системе. Система У. по их содержанию и месту в учебном процессе предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей: отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, точности достижения осваиваемого действия (координации движений, сноровки, соблюдения требований к структуре и качеству и т.п.), достижение определенной скорости в работе (темпа, ритма, производительности труда), формирование профессиональной самостоятельности, наконец, творческого отношения к труду. Эти цели постепенно и постоянно повышаются по сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение подготавливает выполнение последующего. Это обеспечивает последовательное поступательное продвижение учащихся в освоении основ профессионального мастерства.
Важным для характеристики У. является их классификация. Возможны два подхода- основания к такой классификации. Первый – по дидактической цели: У. в формировании навыков; У. в формировании первоначальных умений; У. в формировании сложных умений. Второй – по содержанию: У. по отработке трудовых приемов; У. по отработке способов выполнения трудовых операций; У. в выполнении трудовых приемов; У. в управлении трудовыми процессами. Преимущественно применяется типология У. по их содержанию, так как это в большей степени соответствует периодам производственного обучения, их возможно выделить, ограничить определенными рамками времени.
Исходя из такой характеристики У., весь процесс производственного обучения следует рассматривать как процесс последовательно усложняющихся У. с целью формирования у учащихся профессионального мастерства, а У. – как основной метод производственного обучения. Такое понимание метода У. многократно расширяет границы обиходного толкования У. как способа начальной отработки определенного компонента деятельности с целью формирования частного навыка, а тем более тренировочного этапа овладения трудовой деятельностью. Овладение профессиональным мастерством – это последовательные шаги-этапы решения все новых и новых учебно-производственных задач, достижения новых целей, а это важнейший признак упражнений.
В практике производственного обучения на более поздних его этапах выделяется «самостоятельная работа учащихся» как особый метод производственного обучения, исходя из утверждения, что производственное обучение – это последовательная цепь взаимосвязанных У., самостоятельную работу следует также рассматривать как У., характерные для периодов производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер.
Ведущей дидактической целью таких У. является формирование профессиональной самостоятельности учащихся в различных ее проявлениях. Таким образом, «У.» и «самостоятельная работа» учащихся соотносятся как целое и часть.
Разновидностью У. являются тренировочные У., проводимые в целях первоначального освоения трудовых приемов и способов выполнения изучаемой трудовой операции. По принятой классификации это У. по отработке трудовых приемов (см. Тренировочные упражнения).Лит.: Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Чебышева В.В. Психология трудового обучения. – М., 1983; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.