УПРАВЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Найдено 1 определение
УПРАВЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
. В процессе управления взаимодействуют управляющая и управляемая подсистемы. Субъект управления определенными методами и средствами оказывает воздействие на управляемый объект и вызывает в нем изменения, отражающие поставленные цели.
В условиях профессионального учебного заведения это означает У.в. на педагогический коллектив, на отдельных работников и учащихся.Руководитель профессионального учебного заведения использует различные методы управленческого воздействия на коллектив и на отдельных подчиненных.
Факторами эффективности управленческой деятельности руководителя являются: способность управлять собой и своим временем;
четкое определение цели выполняемой работы и собственной цели; постоянный профессиональный рост и развитие;
изобретательность и умение гибко реагировать на изменение ситуации; влияние на окружающих без использования прямых приказов;
применение новых современных управленческих приемов в отношении подчиненных; умелое использование людских ресурсов;
помощь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков;
создание и воспитание группы единомышленников, способных быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
Перечисленные факторы в значительной степени влияют на эффективность деятельности руководителей любых учреждений и организаций. Вместе с тем, факторы, присущие конкретной области управленческой деятельности, естественно предопределяются ее специфическими условиями.
Обобщение опыта и результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что эффективность управленческой деятельности руководящих работников образовательных учреждений может быть обеспечена благодаря следующим факторам:
создание единой системы управления, в которую входит планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ работы училища (лицея);
целесообразное и четкое распределение обязанностей работников образовательных учреждений, установление их ответственности за конкретную работу;
упорядочение потоков необходимой управленческой информации, включая документооборот и делопроизводство;
создание благоприятной морально-психологической обстановки в коллективе.
Неравномерность нагрузки различных должностных лиц училища (лицея), дублирование одних и тех же работ, неопределенность в том, кто конкретно должен выполнять тот или иной вид работ – все это выдвигает на первый план необходимость четкого и максимально детализированного разделения труда руководящих работников в каждом образовательном учреждении. При этом большую роль играют:
специализация работников, учет их индивидуальных обязанностей, интересов и квалификации;
равномерная и пропорциональная загрузка должностных лиц.
При разделении труда следует охватить все стороны и участки деятельности образовательного учреждения.
В целях обеспечения эффективности управленческого труда руководителей необходимо создание нормативных документов, определяющих функциональные обязанности училищ (лицеев), и четкое их исполнение.В качестве важнейшего фактора управленческой деятельности в образовательных учреждениях выступает кооперирование труда руководящих лиц. Рациональное кооперирование предусматривает:
знание каждым работником своих обязанностей и их умелое выполнение;
знание обязанностей других руководящих работников образовательного учреждения; повседневную взаимную информацию о ходе работы и ее результатах;
согласование общих запросов и взаимную помощь друг другу.
Кооперирование труда руководителей училищ (лицеев) означает систематическую совместную работу, которая нуждается в организационном оформлении. С этой целью во многих училищах (лицеях) функционируют советы руководства, которые объединяют руководящих работников образовательных учреждений. На заседаниях этих советов регулярно рассматриваются различные вопросы деятельности учебного заведения, вырабатывается единая согласованная точка зрения по различным аспектам, формируется линия поведения руководящих работников перед коллективом училища (лицея).
В силу своей перегрузки директор учреждения начального профессионального образования может давать непосредственные персональные поручения отдельным сотрудникам, передавать право решения управленческих задач комиссиям, созданным из числа работников образовательного учреждения, возлагать некоторые управленческие функции на дежурную службу (проведение организационных меро-приятий, устранение ненормальностей в учебном процессе и в хозяйственном обеспечении училища (лицея), поручать членам педагогического коллектива исполнение обязанностей руководящих работников в период их отпусков, командировок и т.д.
При этом следует четко определять задачи и объем поручаемой работы, обосновывать целесообразность и необходимость ее выполнения, предупреждать явный или скрытый отказ выполнить работу, создавать условия для выполнения поручаемых работ, осуществлять контроль за ходом порученной работы и ее результатами. Руководитель не должен выполнять то, что могут и должны делать подчиненные. Необходимо доверять сотрудникам училища (лицея), ибо доверие повышает ответственность за порученное дело. Не надо бояться, что подчиненные окажутся способнее руководителей; нужно оказать им помощь в дальнейшем развитии их способностей.
Выполнение указанных рекомендаций, учет отмеченных факторов позволяют повысить эффективность управления учреждениями профессионального образования.
Лит.: Соколов А.Г. Управленческая деятельность в учреждениях начального профессионального образования. – СПб., 1997; Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. – М., 1984.
А.Г. Соколов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
254.12 кб

Физическая активность пожилых людей как объект управляющего воздействия государства

Хоркина Наталья Алексеевна, Филиппова Анна Викторовна
Старение населения фундаментальный демографический процесс, определяющий изменение возрастной структуры населения всех развитых стран. Данный процесс наблюдается и в России.
Читать PDF
375.77 кб

Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала

Шмаков Александр Григорьевич, Топоркова Анна Викторовна
Предложена методика, позволяющая правильно выбрать механизмы мотивации персонала к трудовой деятельности. Отмечена зависимость выбора стимулов, укрепляющих трудовую мотивацию, от возраста сотрудников.
Читать PDF
1.22 мб

Оценка управляющих дозовых воздействий противоопухолевой вакцинотерапии с помощью математического мо

Бабушкина Нина Александровна
Представлена математическая модель противоопухолевой вакцинотерапии с использованием вируса.
Читать PDF
99.06 кб

Исследование факторов, определяющих управляющие воздействия при подготовке высококвалифицированных с

Спешилова Н. В.
В настоящее время становятся все более необходимы качественно новые технологии организации и управления процессом обучения с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных обществом и государством в условиях
Читать PDF
1.11 мб

О некоторых свойствах нелокально продолжаемых решений в линейных по управляющим воздействиям задачах

Дзюба С. М., Заусонина Т. Б., Лобанов С. М.