УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ

Найдено 1 определение
УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ
. Главными задачами У.к.и. являются:
1. Правильный выбор темы, уяснение цели и разработка методики исследования. Ученые должны руководствоваться ее полезностью, насколько результаты ее разработки будут способствовать совершенствованию учебного процесса.
2. Правильное планирование. В планах должно быть предусмотрено проведение всего комплекса работ по каждой теме, отражены этапы исследования, предусмотрено сокращение разрыва между научными исследованиями и внедрением полученных результатов. При этом очень важно учитывать заложенные в темах идеи, их значимость для практики.
Следует увязать между собой все уровни исследований: уровень фундаментальной, теоретической разработки;уровень прикладной разработки проблемы; уровень экспериментальной проверки разработок.
При организации и проведении педагогических исследований большое внимание уделяется созданию фонда теоретических научных знаний, чтобы нововведения в учебный процесс носили не случайный, а плановый, постоянный, стратегический характер.
3. Совершенствование координации научно-исследовательской работы. Координация – это управление исследованием. Главная ее цель – создание системы, организация взаимодействия составляющих частей, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи. Она предусматривает:
выбор желательного хода разработки;
воздействие на процесс каждой разработки в таком направлении, чтобы обеспечить нужный результат;
обеспечение сроков выполнения работ;
введение планового начала в обеспечение направленности всех работ, связанных с разработкой данной темы;
равномерное распределение заданий и последовательность проведения работ всеми отделами, лабораториями и сотрудниками;
внедрение разработок в практику учебно-воспитательного процесса; обеспечение контроля за работой.
Без тесного взаимодействия естественных, общественных и технических наук невозможно решить ни одну более или менее крупную научную педагогическую проблему.
Поэтому при организации комплексных исследований необходимо учитывать следующие взаимосвязанные между собой вопросы:
1) социальные и технические – прогнозирование изменений трудовых функций работающих и требований, предъявляемых к образованию, изменений потребности в кадрах, особенностей использования молодежи как производительной силы в различных видах общественно полезного труда;
2) науковедческие – прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки;
3) психологические – прогнозирование доступности учебного материала для соответствующего контингента учащихся;
4) физиологические – прогнозирование требований, предъявляемых тем или иным профилям подготовки к физиологическим качествам работника;
5) воспитательные – прогнозирование целенаправленных мероприятий, предвидение характера и целей воспитания, с необходимым упреждением вносить коррективы в содержание, формы и методы воспитательной работы;
6) педагогические – прогнозирование вопросов рационального управления учебно- воспитательным процессом и его технического оснащения.
Важнейшими предпосылками организации комплексных исследований являются:
вычленение такого объекта, который разные науки могут исследовать одновременно в рамках предмета этой науки;
создание научной школы;разработка принципов системного подхода к исследованию.
Комплексное исследование возможно, когда представители разных наук используют какие-либо общие принципы и методы измерения исследуемого явления, чтобы получить сопоставимые данные и иметь возможность коллективно их обсуждать.
4. Моделирование научно-исследовательской работы. Прежде чем приступить к исследованию, нужно ясно себе представлять, что и как надо делать и для каких целей его проводить, иметь хорошо разработанную методику исследования, которая должна давать прогрессивные решения поставленной задачи и на этой основе обеспечить для профучилищ ясную перспективу.
Научная идея должна последовательно пройти через все этапы исследования и воплотиться в научных рекомендациях, имеющих практическое значение для учебных заведений.
На основе выдвинутой гипотезы сначала моделируется учебный процесс путем разработки учебно-программной документации, носящей наиболее вероятный характер. Создание модели проходит через основные стадии: создание системы логически обоснованных суждений о вероятном направлении предстоящей работы, построенной на основе имеющейся информации и мнений авторитетных ученых; выработку конечного вывода, который формирует основное содержание гипотезы; установление степени вероятности конечных выводов.
Очень важно, чтобы проектируемая модель исследования была адекватна моделируемому процессу обучения.
5. Обеспечение систематического дифференцированного информирования участников исследования о новых научных идеях, новых методах исследования. Информации по темам и проблемам исследований должны собираться, логически обобщаться и приобретать в результате обработки новые, качественно более высокие формы, становиться исходным пунктом и основой для новых достижений.
Речь идет не о простом накоплении информации, а о целенаправленной, рациональной организации информационного процесса, об информации, которая стимулирует труд ученого. Она должна быть комплексной – давать ученому знания о связях различных специальных областей науки.
6. Комплектование научных подразделений компетентными кадрами и организация повышения их квалификации.
В каждой работе надо исходить из основных перспективных направлений научных исследований и органически сочетать вытекающие отсюда задачи по развитию потенциала с теми задачами, которые вытекают из основных проблем, решаемых в ближайшем будущем.
Для того чтобы исследовательские программы были обеспечены нужными кадрами, следует не только расширить практику проведения методологических семинаров, но и организовать для этих целей курсы с отрывом от работы.
Важным вопросом является выбор руководителя проблемы (темы). Речь идет о более тщательном подборе таких ученых, которые способны генерировать существенные для анализа планируемого исследования связи. Нет необходимости ограничиваться только научным персоналом данного НИИ. Следует установить порядок:
дать ученому возможность руководить 2–3 проблемами (темами) в одном или разных НИИ;
предоставить руководителю проблемы (комплексного исследования) право подбирать научные группы и научных работников;
ввести систему консультирования ведущими учеными разработки отдельных проблем.Вот почему должна найти распространение новая форма работы с педагогическими кадрами – школы творческого актива, когда творческий труд преподавателя или мастера организуется как часть творческого труда педагогического коллектива. Ведь в воспитании и обучении учащихся успех дела зависит не от одного, даже талантливого преподавателя или мастера, а от хорошо организованного и творчески работающего педагогического коллектива в целом.
7. Повышение эффективности научных исследований.
Следует определить производимые затраты, сроки проведения исследований и реализацию рекомендаций, уровень их новизны по сравнению с имеющимися формами и методами учебной работы.
Все расходы должны быть отнесены на смету исследований данной проблемы.
Определение стоимости предстоящих исследований и четкое их планирование позволит производить оценку полученных результатов на промежуточной стадии.
8. Обеспечение материально-технического снабжения, которое имеет важное значение в период исследований.
Для проведения научно-исследовательской работы надо заранее определить профиль училищ и заблаговременно оснащать их всем необходимым промышленным и лабораторным оборудованием, создать в них лабораторную экспериментальную базу, иметь необходимые технические и организационные средства, разработать экспериментальные образцы учебных планов, программ, наглядных пособий, макетов, моделей, стендов и т.д.
9. Воспитание ответственности за порученное дело (по многим темам исследования проводятся многие годы при незначительных результатах).
10. Создание благоприятной для труда и здоровья психологической и физиологической обстановки.
11. Организация системы контроля. Для осуществления контроля в научно- исследовательских институтах широко применяется сетевой график, представляющий собой графическое изображение хода разработки, позволяющий:
выявить область потенциальных затруднений у отдельных сотрудников или мер, улучшающих организацию работы;
повысить степень взаимной увязанности между исполнителями и отделами;
провести четкое распределение обязанностей между исполнителями или провести перераспределение обязанностей;
создать условия для координации работ.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.