УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ

Найдено 1 определение
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ
педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальных качеств (см. Ум) подрастающего человека на материале учебно-производственных и трудовых задач. Существует прочный и часто вновь воспроизводящийся в обществе предрассудок, в соответствии с которым труд подразделяется на «умственный» и «физический». На самом деле любой так называемый физический труд обязательно предполагает мысленный анализ текущей ситуации, применение общих идей к частным случаям и даже творческое порождение той достоверной информации, которая потребна для решения данной практической задачи (практические задачи, как правило, нестандартны, т.е. принципиально требуют творческого подхода). Далее, так называемый физический труд предполагает мысленное предвосхищение общественно-ценного продукта труда, анализ своих возможностей и ограничений, возможностей и ограничений имеющихся средств труда, мысленное представление тех трудовых вкладов, которые уже содержатся в заготовке, полуфабрикате, а также мысленное представление о людях, которые окажутся потребителями данного промежуточного или конечного продукта труда. Иначе говоря, умственная деятельность буквально «впаяна» в него.
Виды практического труда разнообразны и в соответствии с этим предоставляют широкие возможности именно для умственного развития, воспитания и самовоспитания подрастающего человека (в частности, для воспитания практического мышления). В то же время процессы практического мышления еще недостаточно разносторонне изучены в психологии.
Передовые инженеры-педагоги и учителя школ и даже специалисты дошкольного дела ищут и находят пути умственного воспитания учащихся на материале труда, проектируют и реально организуют соответствующие педагогические ситуации. Так, показано, что ознакомление дошкольников (в доступной им форме) с видами труда взрослых являетсяпри умелой постановке этого дела органичным звеном речевого и умственного воспитания детей.
Лит.: Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М., 1983; Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. – Л., 1984; Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. – М., 1985; Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний; Сб. статей / Под ред Ю.К. Корнилова. – Ярославль, 1997; Трудовое воспитание учащихся V–VIII классов / Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1967; Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. – М., 1979.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.