УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
логическое действие, посредством которого из двух или нескольких суждений получается новое суждение.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Умозаключение
умственные действия на основе присущих индивидуальному сознанию выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения делятся на индуктивные, дедуктивные, по аналогии [24, c. 153; 80, c. 715].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения — вывода; в простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из логических форм мышления (см. также понятие, суждение). У. характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок). У. выражается в вербальной форме и является мыслительной операцией, состоящей в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда требуется для установления истины привести доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др. На раннем этапе обучения У. более развернуты. Замена развернутого У. свернутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда для установления истины недостаточно простого усмотрения, а требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др. Ценность У. для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих общественно-исторический опыт людей. Суждения, из которых строится У., называются посылками. Суждение, которое получается путем сопоставления посылок, называется заключением. В процессе У. суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логических правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность У. Различают несколько форм У., основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения У., а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие У. у ребенка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления. Предпосылки этой формы мышления в виде простейших У. начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребенком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако У. дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребенок судит о том, поплывет предмет или утонет. Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребенка, У. получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена т.о., что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развернутыми У., так и сокращенными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения У. более развернуты. Замена развернутого У. свернутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращенным У. может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из неск. суждений. Является необходимым средством познания, когда для установления истины недостаточно простого усмотрения, а требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать имеющиеся знания, проверить гипотетич. положение и т. п. Ценность У. для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих обществ.-ист. опыт людей. У. расширяют.н. углубляют познание каждого человека, собственная практика к-рого неизбежно ограничена временем, позна-ват. возможностями и др. обстоятельствами.
Суждения, из к-рых строится У., наз. посылками. Суждение, к-рое получается путем сопоставления посылок, наз. заключением. В процессе У. суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логич. правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность У.
Различают неск. форм У., основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логич. правил построения, ценности каждой формы в процессе познания, а также исследует возможные при У. логич. ошибки. Психология изучает усвоение и развитие У. у ребенка. Знание этих моментов способствует воспитанию логич. мышления.
В онтогенезе предпосылки этой формы мышления в виде простейших У. начинают складываться уже у дошкольника. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребенком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные и др. существенные отношения между явлениями. У. ребенка-дошкольника весьма несовершенны и часто неправильны. Из недостаточного числа фактов он нередко делает общий вывод, к-рый оказывается недостоверным, из простого сосуществования двух явлений заключает о причинно-следственных отношениях между ними. Напр., на вопрос «Почему пароход не тонет?» ребенок отвечает: «Потому что пароход все время вертит колесами и выбрасывает из-под себя воду». Причиной этих ошибочных У. является характерная особенность дет. мышления - ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Напр., по величине бросаемых в воду предметов ребенок судит о том, поплывет этот предмет или утонет. Нередко в У. ребенок переходит от одного частного положения к другому - частному же положению (т. н. трансдукция). Напр., 7-летний ребенок на вопрос «Живое ли солнце?» отвечает: «Да, потому что оно движется». Хотя наличие трансдуктивных У. и характерно для мышления дошкольника, оно не является единственной формой его мысли. При определенных условиях, когда ребенку становится доступным общее положение (в результате спец. обучения), он уже способен на его основании строить простейшие дедуктивные У.
Когда систематич. обучение становится ведущей деятельностью ребенка, У. получают подлинное основание и средства для своего развития и совершенствования. Система знаний построена т. о., что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться на основе получаемых в школе знаний от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. Напр., узнав, что все киты - млекопитающие, и вспомнив, что все киты - водные животные, учащиеся должны сделать правильный вывод: «нек-рые водные животные - млекопитающие», опровергающий его житейское представление о водных животных только как о рыбах.
В процессе решения разл. задач (физических, геометрических и др.). школьники учатся пользоваться как полными развернутыми У., так и сокращенными, к-рые по функции эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на более ранних этапах обучения У. более развернуты. Замена развернутого У. свернутым является показателем более высокого уровня деятельности. Однако преждевременный переход к сокращенным У. может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок. В таком случае восстановление полного состава У. помогает найти правильное обоснование для решения.
Лит.: Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Баранов С. П., Сущность процесса обучения, М., 1981; Ле-онтьев А.Н., Проблемы развития психики, М., 1981; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981; Развитие психики школьников в процессе уч. деятельности, М., 1983. А. Я. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
523.02 кб

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения

Воронина Людмила Валентиновна, Карпова Мария Владимировна
В статье раскрываются особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения.

Похожие термины:

  • Мериологическое умозаключение

    особый вид логического вывода, характерного для гуманитарного познания; основан на выделении в предмете чрезвычайного, особенного, его идеализации и переносе свойств некоторой части на все целое