УЛЬЯНОВ Илья Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УЛЬЯНОВ Илья Николаевич (1831-1886)
педагог, деятель образования. Отец В.И. Ленина. В 1855-69 преподавал физику и математику в Пензенском дворянском институте, в Нижегородской гимназии и женском училище. С 1869 инспектор, в 1874-86 директор народных училищ Симбирской губернии. В период деятельности У. в Симбирской губернии было открыто 450 школ, 89 татарских, мордовских, чувашских школ, св. 400 библиотек, построено св. 200 школьных зданий. Педагогические взгляды У. формировались под влиянием К.Д. Ушинского и русских писателей-демократов 19 в. Выступал за широкое разностороннее образование, равное для учащихся обоего пола, русских и других национальностей; считал, что обучение должно вестись на родном языке. Стремился на практике ликвидировать национальные и сословные ограничения. (Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЛЬЯНОВ Илья Николаевич
19(31).7. 1831, Астрахань, - 12 (24).1.1886, Симбирск], педагог, деятель образования. Отец В. И. Ленина. Окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та (1854). В 1855—69 преподавал физику и математику в Пензенском дворянском ин-те, в Нижегородской гимназии и жен. уч-ще. С 1869 инспектор, в 1874—86 дир. нар. уч-щ Симбирской губ.
Пед. взгляды У. формировались под влиянием К. Д. Ушинского и рус. писателей-демократов 19 в. Занимал либе-рально-демокр. позиции по вопросам обществ, назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов воспитания, разделял концепцию Ушинского о «воспитании в широком и тесном смысле слова». Выступал за широкое разностороннее образование, равное для учащихся обоего пола, русских и др. национальностей, богатых и бедных; считал, что обучение должно вестись на родном языке, но по их желанию дети могут поступать и в рус. школы. Стремился на практике ликвидировать нац. и сословные ограничения. В период деятельности У. в Симбирской губ. было открыто 450 школ (св. 20 тыс. учащихся), 89 татарских, мордовских, чувашских школ (в т. ч. первая в Симбирске чувашская школа - в 1871, преобразованная в дальнейшем в Чувашскую учительскую семинарию), св. 400 б-к, построено св. 200 шк. зданий. Школа, по мнению У., должна формировать правильные науч. взгляды на мир, способствовать приобретению детьми знаний и навыков, нужных для жизни, развивать природные способности. Подчеркивал необходимость активного и сознат. восприятия знаний, чему способствуют наглядность, систематичность и последовательность уч. процесса. Высоко оценивал роль учителя, много занимался подготовкой учителей для сел. школ; часто посещал школы; руководил уездными съездами учителей. Письменные указания об улучшении постановки шк. образования и воспитания публиковались в ежегодных «Отчетах о состоянии нач. нар. уч-щ».
В сов. период пед. наследие У. стало объектом многочисл. исследований. Проводились регулярные «Ульяновские чтения». Именем У. назван пед. ин-т в Ульяновске. С о ч.: Избранное, Саратов - Ульяновск, 1983. Лит.: Алпатов Н. И., Пед. деятельность И. Н. Ульянова, M., 19562; Трофимов Ж. А., Отец Ильича, Саратов - Ульяновск, 1981.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия