УХАЖИВАТЬ

Найдено 1 определение
УХАЖИВАТЬ
«Оказывать внимание женщине, проявляя к ней особый интерес, добиваясь её расположения» (Словарь, 1964–16, 1099).
О 1910-х гг. в Петербурге: «Все наши "кавалеры" (употребляю это уж, собственно, вышедшее из употребления слово, но тогда, в те годы, которые можно назвать последними годами “ancien regime”, это было еще совсем обычное и привычное слово – у каждой девочки-подростка были такие “вздыхатели”, которые “ухаживали”, которые были “неравнодушны”, ну, а девочки делали равнодушное лицо, и все это было абсолютно чинно и скромно) – все они были в мундирах – либо Правоведения, либо Пажеского Корпуса, либо Морского…» (Кривошеина, [1977] 1999).
О 1930 годе: «Пышно и ярко, гераневым цветом цветет кое-где мещанство. Собираясь друг у друга, ребята играют “во флирт”. Читаются стихи Надсона или при лампе слышны вполголоса читаемые стихи Есенина… Это читает здоровый парень с красным галстуком на шее. Девчата заводят альбомы. В альбомы подруга и друзья пишут стихи… Устраиваются вечера с вином… Простым товарищеским отношениям между мальчиками и девочками противопоставляется “рыцарство”, ухаживание. В одной из московских баз ребята не пришли на базовый сбор, так как устроили “свой вечер”» (Пионер. Орган ЦБ детской коммунистической орг-ции им. В.И. Ленина при ЦК ВЛКСМ. 1931, № 1 – С. 17).
О начале 1930-х гг. в Петрозаводске: «Во втором классе меня постигла беда: за мной начал “ухаживать” мальчик из параллельного “Б”. Я употребляю сейчас слово “беда” совсем не в шутку. Всё наше школьное воспитание тех далёких лет было призвано способствовать тому, чтобы мальчики и девочки росли исключительно “товарищами”, без различия пола. Даже чисто дружеские отношения между мальчиком и девочкой находились под подозрением. Что касается каких-то более “интимных” (разумеется, абсолютно невинных), то они подлежали всеобщему осуждению. Такое воспитание приносило соответствующие плоды: не было ничего более позорного для девочки, если выяснялось, что за ней кто-то “ухаживает” (почему-то виновной стороной всегда считалась женская часть нашего “общества”). Мальчишки, если отдавали предпочтение кому-то из одноклассниц, старались скрывать его под притворной грубостью: дергали избранниц за косички, поколачивали за углом школы и пр. На меня это мужское внимание до сих пор не распространялось… И вот вдруг – “ухажер”! Боря Борков. Самое ужасное, что вопреки установившейся традиции он нисколько не скрывает своей симпатии и проявляет её в нормах решительно неприемлемых в стенах советской школы. На переменах он неизменно торчит возле нашего класса, пяля на меня глаза; когда кончаются уроки, вихрем летит в гардеробную, чтоб успеть раньше меня схватить моё пальтишко и (кошмар!) подать его мне, как взрослой даме. А потом – вот где самый ужас – идёт следом и, когда я расстаюсь с девочками, догоняет и “провожает”. Когда-то в моем дошкольном детстве подобная внимательность со стороны Игоря… доставляла мне удовольствие. Но сейчас! Никакие мои уговоры и увещевания на Борьку не действуют. И скоро вся наша первая ступень знает об этой “любви”. Стоит мне появиться на каком-нибудь мероприятии (а их у нас не перечесть), как уже доносится ехидный шепоток: «Ира, а где Боря?» На школьных стенах красуются надписи: “Ира + Боря”. Такие же формулы украшают чуть ли не каждый забор по пути моего следования в школу. А заборов тогда в Петрозаводске хватало! Наверно, Борьку тоже дразнили, но ему это было – как с гуся вода. Я же переживала происходящее в полном отчаянии. Хуже всего было то, что я не могла поделиться горем с родителями – было стыдно. Поделилась я только с дворовым другом Оськой. Он отреагировал с привычной решимостью: “Скажи своему Борьке, будет еще лезть – отколотим”. Я сказала. Ничего не изменилось. Он был тоже не из трусливых. Только провожать стал по другой стороне улицы. Я была просто затравлена… …Казалось, что весь город следит за каждым моим шагом и наслаждается моим позором. От природы я жизнерадостна и жизнелюбива. А сейчас мне хотелось умереть. Вот так – уснуть и больше не проснуться. Это бедствие длилось года полтора. К моему счастью, где-то в середине третьего класса Борька исчез с моего горизонта, – кажется, его отца перевели в другой город. Но в школе эту “любовь” помнили ещё долго. И нет-нет, да и раздавался над ухом противный шепоток: “Ира, а где Боря?”… Забегая вперед, скажу, что эта история оставила такой глубокий след в моей душе, что все последующие годы я как черт от ладана бежала от любых знаков мужского внимания. Когда где-то в седьмом классе появился новичок, решивший начать карьеру Дон-Жуана именно с меня, я просто рыдала от ужаса, получив его “любовное послание”, так страшно было представить себе повторение пройденного. К счастью, новый поклонник оказался не столь “коленопреклоненным”, как Борька. Потерпев неудачу, он бодренько написал любовные записочки ещё пятерым девчонкам. Так что, если не считать проработку, которую мы получили в пионерской комнате, всё закончилось малой кровью. И в старших классах…, когда дружеские связи мальчиков и девочек уже не вызывали особо негативных реакций в наших воспитателях, я прожила без единого “школьного романа”» (Лупанова, 2007, 45– 48).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено книг по теме — 1