Угроза

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Угроза
предупреждение о возможности применить силу к человеку или государству в случае, если они не выполнят своих обещаний или предъявленные к ним требования. Угроза – это обещание, высказанное в жесткой форме, о наказании предполагаемого или реального виновника. Как правило, угрожают применить физическую силу, публично осудить, чего-нибудь лишить. Если та сторона, которой угрожают, выполняет требуемое, то чаще всего угрозы не реализуются.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

УГРОЗА
императивный жанр: коммуникативная цель угрожающего — желание заставить адресата что-л. сделать. Т.о., высказывание представляет собой У., если содержит сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких-л. действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое-л. действие.
Автор У. — лицо или наделённое какими-л. полномочиями, или чувствующее своё превосходство (в силе, в возрасте, в определённой ситуации). Адресат — лицо зависимое в данной ситуации, способное выполнить то, что требует угрожающий, во избежание осуществления У.
Речевой жанр У. обладает футуральной перспективой: события, о которых идёт речь, относятся к сфере человеческих поступков, действий, и они отнесены в будущее. Причём важно отметить, что результат этого речевого жанра всегда в пользу угрожающего, хотя он может иметь вид как личной незаинтересованности, так и заинтересованности в благополучии адресата. Т.о., фактор будущего существенен для этого речевого жанра: У. всегда нацелена на результативность, но угрожающему важнее добиться выполнения какого-л. действия адресатом, чем исполнить саму У.
Что касается фактора прошлого, то он нерелевантен для этого жанра: У. может быть как реакцией, так и стимулом.
Важной особенностью формальной организации У. является её косвенный характер. Дело в том, что глагол «угрожать», именующий жанр, не сочетается с местоимением «я». Угрожать предосудительно, поэтому весьма часто можно услышать фразу: Я не угрожаю, а только предупреждаю. Итак, чтобы избежать «иллокутивного самоубийства», У. «рядится в одежды» других речевых жанров — информативных: обещание, предупреждение, сообщение.
Обещание негативных последствий для адресата в случае действий угрожающего (или третьих лиц): Я же тебя на дерьмо сведу. Всю жизнь будешь ходить в клеветниках, не отмоешься (Д. Гранин). Предупреждение о негативных последствиях для адресата при условии, если адресат совершит/не совершит чего-л.: Если сочинение завтра не сдадите, получите двойку.
Сообщение воспринимается как У. в том случае, если адресат правильно «прочтёт» его пресуппозицию и сможет сделать верный логический вывод из этого сообщения: Да я на зоне королём был ... В подобной У. скрыты и предупреждение, и обещание. Такая форма У. весьма частотна в обыденной жизни. Важным условием функционирования У. в виде сообщения является учёт ситуации, в которой прозвучало высказывание.
«Зеркальное отражение» У. в виде сообщения — риторический вопрос: Ты знаешь с кем разговариваешь? Ты забыл, кто мой отец? Хочешь в милицию попасть?
У. может выражаться и через императивные жанры: совет, побуждение, требование, приказ и т.д.: Лучше тебе не вмешиваться! Чаще всего эти высказывания вне контекста или вне ситуации, казалось бы, не содержат в себе У. Но в действительности перспектива их явно нацелена на негативный результат, который подчёркивается определёнными языковыми средствами, напр., лексемами лучше, добром, которые позволяют понять высказывание определённым образом: Лучше для адресата сделать X, в противном случае будет для него хуже: Добром прошу, оставь меня в покое!
У. во втором значении — шантаж, т.е. У. разоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства. Отличие такой У. от У. в первом значении заключается прежде всего в образах угрожающего и адресата. Здесь нет жесткой закреплённости социальных ролей участников коммуникации. На первое место выдвигается то, что можно назвать «ситуативной зависимостью», т.е. угрожать может и слабый сильному, и младший старшему, и подчинённый начальнику, если обстоятельства (а именно наличие компромата) складывается в пользу угрожающего.
Лит.: Жучков Д.О. Речевой акт угрозы как объект прагмалингвистического анализа: КД. Воронеж, 2010; Стексова Т.И. Угроза как речевой жанр // Функциональный анализ значимых единиц русского языка. Новокузнецк, 1992; Хохлова Н.В. Способы и средства реализации коммуникативной категории угрозы в русском и английском языках: КД, Самара, 2004.
Т.И. Стексова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
311.81 кб

Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества

Колин Константин Константинович
Рассматривается угроза психологического разрыва поколений в информационном обществе, обусловленная формированием новой расы людей, которая получила название «поколения Next».
Читать PDF
217.10 кб

Внедрение религиозных конфессий в систему государственного образования – угроза или благо

Легасова Татьяна Александровна
Статья посвящена рассмотрению вопроса участия религиозных конфессий в светском государственном образовании.
Читать PDF
175.41 кб

Плагиат как угроза инновационному развитию общества

Игнатова Ирина Викторовна
В статье проанализировано понятие «инновации», «объекты интеллектуальной собственности». Выделены угрозы инновационному развитию общества.
Читать PDF
187.64 кб

Неформальные объединения молодежи деструктивной направленности - угроза социальной стабильности

Егорова Т. В.
Статья освещает проблему неформальных объединений молодежи, представляющих угрозу как для самих участников, так социальной стабильности в обществе, с выделением основных причин их возникновения.
Читать PDF
659.22 кб

Детский школьный коллектив как угроза социального развития младших школьников

Яковлева Елена Викторовна
В статье представлены результаты экспериментального исследования детского коллектива как угрозы социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в данной микросреде жизнедеятельнос
Читать PDF
867.20 кб

Многообразие современного образовательного пространства: угроза или шанс для нас?

Грауманн Ольга
статья носит философско-педагогический характер. Ключевые вопросы, которые ставит автор, следующие.
Читать PDF
683.63 кб

Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников

Гребенникова Оксана Александровна, Добролюбова Мария Игоревна
статье представлен анализ проблемы буллинга в образовательной среде современной школы; раскрыты его причины и риски для здоровья учащихся.
Читать PDF
322.36 кб

Угроза национальной безопасности в наших руках

Плаксин Евгений Дмитриевич, Плаксина Надежда Викторовна
В статье рассматривается проблема нарушения учебной дисциплины студентов на этапе обучения.
Читать PDF
204.62 кб

Выявление угроз социализации ребенка в семье публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно

Лимаренко Олеся Юрьевна, Мурашкина Светлана Владимировна
В статье обозначена проблема выявления угроз социализации ребенка в семье. Представлены результаты эмпирического исследования семьи как микросреды. Обозначены ресурсы снижения интенсивности угроз социализации.
Читать PDF
395.32 кб

Логика прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности. Статья под

Гольцова Наталья Владимировна
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности.
Читать PDF
205.50 кб

Культурная среда общеобразовательного учреждения как условие минимизации угроз социального развития

Яковлева Елена Викторовна
В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в микросреде общеобразовательной школы.
Читать PDF
1.47 мб

Равновесие угроз контругроз и равновесие по Бержу в коалиционной дифференциальной игре при неопредел

Максимушкина Е. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Вид находящийся под угрозой

    вид, подвергающийся непосредственной опасности вымирания или истребления, дальнейшее существование которого невозможно без осуществления специальных мер охраны. В России, напр., выхухоль, амурс
  • Угрозы

    Угроза как дисциплинарная мера в лучшем случае не дает эффекта, в худшем – поселяет в ребенке страх. К счастью, большинство родителей сейчас не пугают детей ведьмами и привидениями, понимая, к