УДМУРТИЯ

Найдено 1 определение
УДМУРТИЯ
Удмуртская Республика, входит в Российскую Федерацию. Пл. 42 тыс. км2. Нас. 1609 тыс. чел. (1989, перепись); в т. ч. удмурты - 30,9%, русские - 58,9%. Столица - Ижевск.
В 1994 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 856 чел. с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 693 чел.). В отраслях экономики было занято 456 тыс. специалистов, в т. ч. св. 100 тыс. с высшим и св. 350 тыс. со ср. спец. образованием.
В 16—17 вв. появились рус. монастырские школы. С 1721 создавались новокрещенские школы (в 1754—73 их окончило всего 100 удмуртов). После издания (1775). первой «вотяцкой грамматики» митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (В. Г. Пуцек-Григоровича). оформился вариант удм. письменности, с помощью к-рой выпускалась ре лиг. и уч. лит-ра. Обучение осуществлялось на рус. яз. Первое малое нар. уч-ще организовано в 1790 учителем А. И. Вештомовым в Сарапуле. Первые уездные уч-ща, куда принимались удм. дети, открылись в Елабуге (1809). и Сарапуле (1817). С 1831 при Вятской духовной семинарии работали классы для крещеных вотяков.
Во 2-й пол. 19 в. шк. сеть росла за счет земских и министерских уч-щ. Значит. активность проявляли православные миссионерские братства; в удм. селениях появились нач. школы (св. 30 - в 80-х гг.), использовавшие систему Н. И. Ил-минского; в них на занятиях допускалось применение родного языка как вспомогательного. К. А. Андреев открыл центр, удм. школу (с 1880). в с. Старый Карлы-ган. В большинстве сел. нач. школ преподавание велось на рус. языке. Среди частных уч. заведений насчитывалось св. 10 мектебов, содержавшихся мусульм. духовенством. Имелись проф. нач. уч. заведения - горнозаводские уч-ща в Ижевске, Воткинске и др., Парзинская и Асановская нач. с.-х. школы. Для удм. детей выделялись места в гимназии в Вятке (с 1811); во 2-й пол. 19 в. гимназии и прогимназии стали открываться на терр.У.
В кон. 19 - нач. 20 вв. развернулась деятельность удм. просветителей: Г. Е. Верещагина - автора первой удм. грамматики и др. учебников; И. В. Яковлева - составителя мн. учебников по рус. яз. для удмуртов; И. С. Михеева, Б. Гаври-лова и др. В 1914 имелось 883 нач. школы разл. типов (58,6 тыс. учащихся), 9 гимназий и прогимназий, 2 реальных уч-ща, 1 епархиальное (всего ок. 5 тыс. учащихся), 3 ср. спец. уч. заведения (св. 300 учащихся). По переписи 1897, грамотность среди удмуртов составляла 10,3%, в т. ч. среди женщин ок. 0,04%; среди русских - соответственно 15% и 3%. Только 4% удм. детей было охвачено обучением.
После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. С 1918 началась работа по ликвидации неграмотности (открылось 6 ликпунктов; в 1920/21 уч. г. их было св. 600), с 1920 по 1939 ликвидирована неграмотность у 400 тыс. чел., св. 167 тыс. чел. окончило школы для малограмотных.
В Вотской авт. области (с 1920). началось обучение в 176 школах с преподаванием на удм. яз. Состоялись всерос. совещания учителей-удмуртов (1919, 1921). В нач. 20-х гг. насчитывалось св. 800 школ, в т. ч. 30 школ II ступени, 6 школ для взрослых (всего 59 тыс. учащихся, 1950 учителей, в т. ч. 450 удмуртов). В 1920 открылась первая школа ФЗУ на Ижевском заводе, в 1923 - первая ШКМ (Лкжская), в 1925 - первая ФЗС (Ижевская). Началось развитие системы дошк. воспитания (с 1918; в 30-х гг. насчитывалось ок. 40 дошкольных учреждений). В 20-х гг. нормализована удмуртская письменность.
В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение: работало 1302 школы, в т. ч. 125 семилетних, 2 средние, 35 ШКМ и 20 ФЗС (всего св. 134 тыс. учащихся). Быв. низшие с.-х. школы реорганизованы в с.-х. техникумы. Созданные еще в 1918- 1919 учительские семинарии в Ижевске, с. Новый Мултан и др. реорганизованы в пед. техникумы. Действовал Глазовский ИНО (в 1930—38 - пед. техникум). На его базе создан учительский ин-т (1939), преобразованный в 1952 в пед. ин-т. В становление удм. сов. школы внесли значит. вклад Кузебай Герд (К. П. Чайников), организатор первых дет. домов, один из создателей удм. дет. лит-ры, автор мн. уч. книг для чтения; а также Б. П. Есипов. Активное участие в разработке стабильных сов. учебников приняли методист Г. Ф. Федотов, ученые С. П. Жуйков, В. И. Алатырев, А. А. Поздеева и др. В 30-х гг. основаны первые вузы: Удм. пед. ин-т в Ижевске (1931), медицинский ин-т (1933). В 1940/41 уч. г. в 1247 школах было 223,6 тыс. учащихся.
В 1958 осуществлено всеобщее 7-летнее обучение: работало 1446 школ, в т. ч. 978 начальных, 300 семилетних, 168 средних (всего 229,5 тыс. учащихся). В 84 ШСМ и ШРМ училось 16,7 тыс. чел. В школах было занято 11,2 тыс. учителей. В 1962 введен 8-летний всеобуч. В 1963/64 уч. г. насчитывалось 1386 школ (277,1 тыс. учащихся; св. 14 тыс. учителей). В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. В 1972 на базе пед. ин-та в Ижевске осн. Удм. ун-т.
Со 2-й пол. 80-х гг. началось обновление содержания общего образования, расширены возможности изучения удм. языка и лит-ры (в т. ч. в ср. школе), а также нац. истории и культурных традиций. В создании новых программ и учебников по разделам курсов, относимых к региональному компоненту, принимают участие специалисты Удм. ин-та истории, языка и лит-ры Уральского отделения РАН, Удм. ун-та, Глазовского пед. ин-та, удм. филиала моек. НИИ нац. проблем образования и др. Реализуется гос. программа по сохранению и развитию удм. языка и языков народов, проживающих компактно на терр. Удм. республики (утверждена в 1994).
В 1995 насчитывалось св. 1 тыс. дошк. учреждений; в них воспитывалось св. 96 тыс. детей. Обеспеченность детей дошк. учреждениями ок. 78%. Во 2-й пол. 80-х гг. были введены программы воспитания, учитывающие культурные интересы разл. этнич. групп в населении У. Св. 300 дет. садов вели воспитат. работу на удм. яз., 13 - на татарском, 3 - на марийском.
В 1995 работало св. 860 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 5 гимназий и 10 лицеев (всего св. 250 тыс. учащихся). Преподавание в школах ведется на русском, а также на удм. (св. 350 школ), тат. (св. 20), мар. (9). языках. Общее образование на удм. яз. получали св. 35 тыс. чел. В 18 вечерних школах занималось ок. 6 тыс.чел. Св. ЗООвнешк. учреждений охватывают ок. 130 тыс. чел. (61% всех учащихся). В образоват. учреждениях занято св. 20 тыс. педагогов; 94% учителей 4—11-х кл. имеют высш. образование. Среди педагогов 18 засл. учителей России и св. 150 засл. работников образования Удмуртии. Пед. образование дают Удм. ун-т, Глазовский пед. ин-т, 7 пед., а также муз. и культ.-просвет, уч-ща. Повышение квалификации педагогов осуществляет соответствующий респ. ин-т (осн. в 1934; до 1922 ИУУ).
Проф.-тех. образование дает св. 40 уч. заведений (18,8 тыс. учащихся), в т. ч. св. 20 ср. ПТУ (св. 11 тыс. учащихся), 6 высших проф. уч-щ (ок. 3 тыс.). Ср. спец. образование учащиеся получают в 30 уч. заведениях (св. 22 тыс. чел.). В республике 5 вузов (24,8 тыс. студентов), среди них Удм. ун-т, Ижевский техн. ун-т (до 1994 - механич. ин-т), с.-х. и мед. академии (до 1995 - ин-ты).
Лит.: Обухов А-, Нар. образование в Удм. АССР. (1917—1970), Ижевск, 1972; Пономарев К. А., Чустузиан Ю. К., От неграмотности к всеобщему среднему, Ижевск, 1972; Т у к а е в И. П., Становление и развитие нац. школы в Сов. Удмуртии (1917—1930), в кн.: Развитие общего и проф. образования на Урале, Пермь, 1981; К у т а-вин А. Н., Развитие ср. образования в дорев. Удмуртии, в кн.: История, историография и источниковедение Удмуртии, Ижевск, 1992. И. П. Тукаев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
1,013.49 кб

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада С. Шевырялово (Удмуртия)

Веннецкая Ольга Евгеньевна, Таначева Валентина Александровна
В статье представлен опыт работы сельского детского сада в условиях введения ФГОС. Проблемы сотрудничества педагогов и родителей, и образовательные потребности сельских семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Читать PDF
282.83 кб

Развитие учебной книги в Удмуртии в 1917 – 1941 годах

Павлова Ирина Федоровна
Первыми удмуртскими детскими книгами были азбуки, вышедшие в 1847 г. В данной статье речь пойдет об учебных изданиях советского периода.
Читать PDF
252.53 кб

История развития профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков

Даньшина Светлана Анатольевна
В статье представлена история развития непрерывного профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков.
Читать PDF
144.84 кб

Польские и литовские дети в детских домах Удмуртии в годы Великой Отечественной войны

Ложкина Ирина Александровна
Рассматриваются отдельные эпизоды из жизни литовских и польских детей в детских домах и интернатах, созданных в начале 40-х гг. XX в. на территории Удмуртской АССР.
Читать PDF
480.65 кб

Национальная школа в Удмуртии: история и современность

Васильева Ольга Ивановна, Воронцов Владимир Степанович
Статья посвящена истории формирования и функционирования национальной удмуртской школы.
Читать PDF
360.57 кб

Детская книга Удмуртии в контексте социокультурного развития региона

Павлова И. Ф.
Рассматриваются направления социокультурного развития региона, влияющие на формирование репертуара удмуртской детской книги.
Читать PDF
333.90 кб

Стенные газеты как значимый компонент системы молодёжной печати Удмуртии в 30-е годы ХХ века

Старкова Галина Ивановна
В статье впервые исследуется процесс функционирования стенных газет в составе системы молодёжной печати Удмуртии 30-х годов ХХ столетия.
Читать PDF
200.25 кб

Педагогическое образование в Удмуртии: историко-педагогическое исследование

Захарищева Марина Алексеевна
Анализируются модели содержания педагогического образования на территории Удмуртской Республики в дореволюционный период и 1920-30-е гг.
Читать PDF
389.17 кб

Молодая Наука Удмуртии

Широбоков Константин Петрович
В статье представлена работа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на территории Удмуртской Республики.
Читать PDF
671.54 кб

Состояние и перспективы этнокультурного образования в Удмуртии (по материалам социологического иссле

Воронцов Владимир Степанович, Черниенко Денис Аркадьевич
В статье представлены общие итоги социологического исследования, посвященного состоянию этнокультурного образования в Удмуртии.