УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ
УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ
3-4-годичные средние педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальных школ. Появились в Германии в конце 17 в. В России первая У.с. создана в С.-Петербурге (1783- 1804). Получили распространение с 60-х гг. 19 в. (171 в 1916). После 1917 преобразованы в 3-годичные педагогические курсы. .21
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
УЧИТЕЛЬСКИЕ семинарии
трехгодичные или и четырехгодичные средние педагогич. учеб. заведения для подготовки учителей начальных школ. В России получили распространение с 1860-х гг., в 1916 году их насчитывалось более 170. После 1917 году учительские семинарии были преобразованы в трёхгодичные педагогич. курсы, а затем в педтехникумы.
О середине 1910-х гг.: «Первое учебное заведение, в котором я стал преподавать, была женская учительская семинария. Это было частное учебное заведение… Учителя там не считались государственными служащими… Ученицы же по окончании становились учительницами начальных школ… Семинария официально считалась чуть ли не низшим учебным заведением, хотя по программе она давала знаний не меньше, чем восьмиклассная женская гимназия, а, может быть, даже и больше… Подавляющее большинство учениц были стипендиатками московского земства. Кажется, оно вербовало их из лучших учениц сельских школ. Состав был очень демократический и очень прилежный. Они были пансионерками. Это накладывало известную печать: кругозор их был ограничен, общее развитие небольшое. Процветала зубрежка, бороться с которой было трудно. Читали очень мало. Но было немало таких, в ком чувствовался ум положительный, трезвый. Обилие уроков, зубрежка, плохой воздух в переполненных классах, от которого разбаливалась голова даже у учителей, подозреваю, недостаточное питание – в результате всего этого ученицы были бледными и даже с зеленоватым цветом лица. Зеленый цвет платья еще больше подчеркивал эту бледность и серость лиц. Режим закрытого учебного заведения калечил психику; процветала влюбленность в учителей, чем некоторые учителя пользовались, иногда развивалась истерия. Обмороки и рыдания на уроках во время ответа были нередким явлением» (Блонский, [1941] 1971; 92, 94).
О середине 1910-х гг.: «Первое учебное заведение, в котором я стал преподавать, была женская учительская семинария. Это было частное учебное заведение… Учителя там не считались государственными служащими… Ученицы же по окончании становились учительницами начальных школ… Семинария официально считалась чуть ли не низшим учебным заведением, хотя по программе она давала знаний не меньше, чем восьмиклассная женская гимназия, а, может быть, даже и больше… Подавляющее большинство учениц были стипендиатками московского земства. Кажется, оно вербовало их из лучших учениц сельских школ. Состав был очень демократический и очень прилежный. Они были пансионерками. Это накладывало известную печать: кругозор их был ограничен, общее развитие небольшое. Процветала зубрежка, бороться с которой было трудно. Читали очень мало. Но было немало таких, в ком чувствовался ум положительный, трезвый. Обилие уроков, зубрежка, плохой воздух в переполненных классах, от которого разбаливалась голова даже у учителей, подозреваю, недостаточное питание – в результате всего этого ученицы были бледными и даже с зеленоватым цветом лица. Зеленый цвет платья еще больше подчеркивал эту бледность и серость лиц. Режим закрытого учебного заведения калечил психику; процветала влюбленность в учителей, чем некоторые учителя пользовались, иногда развивалась истерия. Обмороки и рыдания на уроках во время ответа были нередким явлением» (Блонский, [1941] 1971; 92, 94).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.