УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися на уроках труда в школе. Такое определение характеризует У.т.о. лишь в общих чертах, так как его задачи и функции, роль и место изменились в соответствии с изменением содержания обучения в школе, выделением в этом содержании предмета трудового обучения. У.т.о. проводит учебные занятия, имеющие целью вооружение учащихся системой знаний, навыков и умений в области общетехнического, сельскохозяйственного и хозяйственно-бытового труда, развитие их технического мышления и конструкторского творчества, формирование ценностных ориентаций, социальных установок и интересов.
У.т.о. работает в соответствии с программой трудового обучения для школы. Он проводит занятия по обработке металла и древесины, изучению элементов механизации труда и элементов электротехники, по сельскому хозяйству и домоводству. Эти занятия У.т.о. проводит в школьных учебных мастерских, работы по сельскому хозяйству ведутся на опытных участках, в школьных учебных хозяйствах, под руководством У.т.о. Занятия по домоводству У.т.о. проводит в учебных кабинетах, в которых оборудуется учебная кухня-столовая и швейная мастерская.
Занятия трудового обучения, как правило, носят общественно полезную направленность. Под руководством У.т.о. учащиеся изготовляют учебные пособия, приборы, макеты, инструменты, простой инвентарь для учебного участка, выполняют несложные заказы детских садов, различных учреждений и предприятий. Последовательность работ учащихся в практике обучения устанавливается в порядке возрастающей сложности.
У.т.о. проводит занятия с группой в 20–25 человек фронтально или звеньями. В первом случае все школьники одновременно выполняют одну и ту же работу, во втором – отдельные звенья по 3–5 человек работают по различной тематике. При этом внутри звена осуществляется разделение труда.
На занятиях У.т.о. применяет разнообразные методы учебной работы: рассказ, объяснение, беседу, предварительное, текущее и заключительное инструктирование, показ приемов, демонстрацию различных учебных пособий и объектов труда, механизмов и машин, лабораторные работы по изучению свойств материалов, конструкций инструментов и способов их налаживания, экскурсии, демонстрацию кинофильмов, диафильмов, работу по справочной литературе и др. У.т.о. ведет учет знаний попятибалльной системе, учитывает не только полные итоги труда, но и результаты отдельных этапов. Основными критериями оценки являются количество выполненной работы или части ее, время, затраченное на выполнение, правильность применения приемов и операций, знания в области техники и технологии. Содержание, организация и методика работы У.т.о. направлены на максимальное развитие самодеятельности учащихся.
У.т.о. может помочь в правильной расстановке сил учащихся, обеспечить чередование видов деятельности и выполняемых функций, чтобы каждый школьник мог освоить позиции руководства и подчинения, органически включаться в отношения взаимопомощи и сотрудничества.
У.т.о. имеет возможность своевременно корректировать трудовые действия учащихся, стимулировать их, поощрять результаты труда различными педагогическими приемами.
У.т.о. независимо от видов трудовой деятельности формирует у учащихся культуру труда. В основе ее лежит ряд умений: планировать предстоящую деятельность, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место, экономно и бережно обращаться с материалами и орудиями труда.
У.т.о. помогает учащимся в развитии таких организационных умений, необходимых в трудовой деятельности, как целостный взгляд на предстоящую деятельность, видение ее важнейших направлений, правильное определение этапов работы, учет ее результатов, анализ трудового процесса и грамотное оформление деловой документации.
Под руководством У.т.о. учащиеся усваивают некоторые экономические понятия и категории. У.т.о. помогает учащимся в приобретении опыта общения с другими людьми. От У.т.о. зависит педагогическая направленность нравственных оценок и самооценок учащихся, их отношение к успеху товарищей, к окружающим людям, к результатам труда.
Деятельность У.т.о. нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе включения в содержание трудового обучения элементов конструирования, развития рационализаторских и исследовательских умений.
Подготовка У.т.о. осуществляется в педагогических вузах и университетах на индустриально-педагогических факультетах.
Повышение квалификации У.т.о. проходят в институтах повышения квалификации работников образования.
Лит.: Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. – М., 1985; Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. – М., 1981; Бешенков А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. – М., 1963; Дубов А.Г., Бешенков А.К. Конструирование на занятиях в школьных мастерских. – М., 1969; Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах.
– М., 1980; Васильев Ю.К. По-литехническая подготовка учителя средней школы. – М., 1978.
М. Поволяева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
224.42 кб

Особенности подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь

Мейер Ксения Дмитриевна
Технологическая подготовка школьников является одним из важных элементов системы образования передовых в экономическом отношении стран, развитие которой находится в ряду актуальных задач перехода общества в новое качественное сост
Читать PDF
1.18 мб

Рефлексивная компетенция как ключевая в деятельности учителя трудового обучения

Красовская Лада Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки специалистов сферы образования, заинтересованных в постоянном саморазвитии, самовоспитании, само-совершенствовании.
Читать PDF
1.21 мб

Роль дистанционного обучения в повышении ИКТ компетентности учителей трудового обучения

Ибрагимов Аьламжон Амриллоевиич
В статье раскрыто знчение курсов дистанционного повышения квалификации в развитии ИКТ, компетентности учителей, трудового обучения на основе проведенного эксперимента.
Читать PDF
2.34 мб

Подготовка учителей к формированию научной картины мира у учащихся средствами трудового обучения

Кузьменко В.В., Примакова В.В.
Охарактеризована специфика подготовки учителей начальных классов в последипломном образовании к формированию научной картины мира у школьников средствами трудового обучения.
Читать PDF
275.23 кб

Профессиональная компетентность учителя трудового обучения как составляющая его специальной подготов

Сухойваненко О. М., Медведь С. С.
В статье рассматриваются теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя трудового обучения как важного компонента его специальной подготовки в высшем учебном заведении.
Читать PDF
2.33 мб

Структурно-содержательная модель процесса специальной подготовки будущих учителей трудового обучения

Котик И.В.
Выявлены и обоснованы структурно-содержательные компоненты модели процесса профессиональной подготовки будущих учителей трудового обучения, составляющими которой является раскрытие содержания понятий «трудовое обучение» и «техноло
Читать PDF
2.33 мб

Теоретическое обоснование содержания подготовки учителей трудового обучения к преподаванию основ диз

Савенко И.В.
Рассматриваются основные положения формирования содержания подготовки будущих специалистов по технологическому образованию к осуществлению дизайнерской деятельности в общеобразовательных учебных заведениях.
Читать PDF
2.39 мб

Организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей трудового обучения и технологий к

Терещук Г.В., Туранов Ю.А., Понятишин В.В.
Указаны факторы, определяющие целесообразность углубленного изучения электроинструмента будущими учителями трудового обучения и технологий: рост рынка электроинструмента; разработка новых типов инструмента; широкое использование э
Читать PDF
357.58 кб

Дидактическое сопровождение организации учебной деятельности будущих учителей трудового обучения как

Волкова Н.В.
В статье раскрывается проблема разработки дидактического сопровождения организации учебной деятельности будущих учителей трудового обучения как системообразующий фактор информационной культуры.