УЧЕТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Найдено 1 определение
УЧЕТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
при обучении рабочих на производстве. Учет знаний обучаемых – это система отражения выявленных знаний: выставление текущих отметок обучаемым в процессе их учения, определение итоговых оценок по предметам (темам) и общей успеваемости по учебным группам. Учет знаний включает не только сведения о занятиях, но и динамику их совершенствования.
Следует разграничивать понятия: проверка знаний и их учет, которые нередко отождествляются. Под проверкой знаний следует подразумевать формы и методы выявления знаний, а под учетом – данные, которые фиксируются в определенной учебной документации, групповых журналах теоретического и производственного обучения, дневниках, различных карточках учета, например отметки в журнале теоретического обучения при предварительном, текущем, тематическом учете, аттестации, зачете, записи в протоколах экзаменов и т.п.
В зависимости от периода учебно-воспитательной работы рекомендуется применять следующие виды учета: предварительный, текущий, тематический, итоговый учет и аттестацию.
Учет учебной работы складывается из учета посещаемости занятий, выполнения учебных программ и успеваемости обучаемых.В журнале учета теоретических занятий делаются отметки о посещаемости и успеваемости обучаемых, указываются пройденные темы и затраченное на их изучение количество часов.
Выявление знаний является как бы первым шагом в системе проверки знаний обучаемых, в результате которого преподаватель устанавливает степень познания обучаемого по своему предмету. Естественно, что здесь не ставится цель определить глубину знаний.
Предварительное выявление знаний обучаемых дает преподавателю в дальнейшем выигрыш во времени, позволяет сконцентрировать внимание на узловых, важных вопросах, помогает проводить индивидуальную работу.
Текущий учет успеваемости на занятии (уроке) дает возможность установить степень усвоения пройденного материала и оценить учебную работу каждого обучаемого.
Проверка знаний по темам облегчает дифференцированную работу с обучаемыми. При таком учете преподаватель ясно видит, какой материал и как изучен. Каждая оценка, выставленная в журнале, отражает глубину и полноту знания конкретного учебного материала, и обучаемый знает, какие пробелы в знаниях ему нужно устранить.
Для обучаемых, имеющих, как правило, пробелы в знаниях, тематический учет играет важную роль. Сами обучаемые утверждают, что тематическая проверка на уроках помогает более детально разобраться в сложном материале, лучше понять отдельные положения темы. Тематический учет мобилизует их на систематическую и кропотливую учебную работу. При таком учете знаний, когда отметка ставится за знание темы или раздела, она становится стимулом для освоения знаний по всему курсу. Учет по темам исключает «перекрывание» плохой оценки последующей положительной по другой теме.
Поэтому тематический учет знаний – важнейшее дидактическое условие организации процесса обучения.
В период овладения профессией особое внимание обращается на освоение тех знаний, которые связаны с выполнением работ, характерных для данной профессии и данного уровня квалификации, на умение обучаемого оценить сложившуюся производственную ситуацию и свою роль в ней.
Начиная с подготовительного периода проводится аттестация – учет знаний и умений после каждого периода обучения (или после освоения 1/3 учебной программы).
Аттестация проводится по каждому предмету. При этом обязательно учитывается рост успехов в обучении, так как рабочим после долгого перерыва в учебе необходима соответствующая адаптация к учебной деятельности. Результаты аттестации каждый преподаватель записывает в групповом журнале.
Благодаря аттестации администрация курсов имеет обобщенные данные об усвоении знаний обучаемыми. Анализ результатов аттестации позволяет определить, какая учебная и воспитательная работа необходима для улучшения качества обучения.
Итоговый учет – заключительный этап проверки знаний обучаемых.
Регулярная проверка знаний и умений рабочих по периодам дает возможность привести в систему, упорядочить учет, что, в свою очередь, позволяет дифференцированно контролировать рост и потенциальные возможности разных групп рабочих, оптимально организовать повышение их квалификации до необходимого уровня, закрепление и целесообразное использование на производстве. При этом возрастают требования к знаниям и умениям рабочего не только при каждом повышении разряда, но и при любом повышении квалификации и затраченном на учебу времени.
Лит.: Батышев С.Я., Заремба Р.Г. Проверка знаний при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве. – М., 1982.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.