УЧЕТ теоретического обучения

Найдено 1 определение
УЧЕТ теоретического обучения
система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса обучения (успеваемости) учащихся, а также выполнение учебной программы предмета; звено процесса обучения.
Понятие У. включает следующие составные компоненты: собственно У. – фиксация и анализ хода и результатов процесса обучения; контроль знаний и умений учащихся; оценка.
Выделяют три основных вида У. успеваемости в процессе теоретического обучения: текущий, периодический, итоговый.
Текущий У. успеваемости проводится по результатам устного опроса отдельных учащихся во время уроков, проверки выполнения домашних заданий и лабораторно-практических работ, письменных и графических контрольных работ по изученному учебному материалу. Кроме того, в процессе текущего У. проверяются знания и умения учащихся по ранее пройденному материалу, тесно связанному с изучением нового.
Периодический У. успеваемости проводится обычно после изучения значительной по объему темы учебной программы или нескольких взаимосвязанных тем. Такой У. в ряде случаев сочетается с тематическим повторением учебного материала (см. Повторение в обучении) и осуществляется в ходе проведения повторительно-обобщающих уроков.
Контрольные функции на таких уроках не являются преобладающими, однако при повторении материала по ведущим темам программы проводят проверку (опрос, контрольные работы) и оценку знаний.
Кроме этого, практикуется так называемый тематический У. успеваемости. Сущность его в том, что после изучения наиболее важных или нескольких взаимосвязанных тем учебной программы проводятся уроки проверки знаний, навыков и умений. Для таких уроков характерны обстоятельный устный опрос по теме или ряду тем, письменные или графические контрольные работы, проверка знаний и умений учащихся с применением контролирующих устройств, карточек-заданий, обзорно-повторительных таблиц, выполнение заданий практического характера и т.п. По результатам такого У. каждому учащемуся выставляется оценка за изученную тему или ряд тем. Это является своего рода тематическим зачетом.
Вместе с тем тематический У. не противопоставляется текущему, к нему не следует сводить всю постановку У., как это имеет место в некоторых учебных заведениях. Педагогически оправдано рациональное сочетание текущего и тематического У.Периодический У. включает также определение успеваемости учащихся по предметам за учебное полугодие, а также за учебный год, если предмет изучается в течение ряда лет. Успеваемость за полугодие определяется на основе анализа результатов текущего и тематического У. Годовые оценки выставляются на основании полугодовых с учетом фактического уровня знаний, навыков и умений учащихся к концу года. При завершении изучения предмета в течение одного полугодия полугодовая оценка является одновременно и годовой.
Итоговый У. успеваемости имеет целью выявить и оценить знания, навыки и умения, полученные учащимися по курсу в целом. По предметам, выносимым на экзамены, такой У. проводится в ходе экзаменов, по другим предметам – путем зачетов.
У. выполнения учебной программы по содержанию учебного материала и времени, отведенному на его изучение, проводится на основе анализа записей в «Журнале учета теоретического обучения», являющемся основным документом такого У. В журнале преподаватель фиксирует дату проведения каждого занятия, количество учебных часов на его проведение, тему и краткое содержание занятия, а также посещаемость занятий учащимися. Анализ записей в «Журнале учета теоретического обучения» дает только формальное представление о выполнении учебной программы. Точное суждение о выполнении учебной программы возможно только при комплексном анализе записей в учетной документации и фактических данных об успеваемости учащихся при изучении материала учебной программы (см. Контроль качества теоретического обучения; Тестирование качества теоретического обучения).
Лит.: Раченко И.П. НОТ учителя: книга для учителя. – М., 1989; Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М., 1985.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено схем по теме — 1