УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговыхрезультатов процесса производственного обучения (успеваемости), а также других показателей этого процесса; звено процесса производственного обучения.
Понятие У.п.о. включает такие же компоненты, как и учет в теоретическом обучении.
Учет успеваемости в производственном обучении включает три основных вида: текущий – наблюдения за учащимися и оценка освоения трудовых приемов и операций, приемка и оценка выполненных учебно-производственных работ, текущее тестирование учащихся; периодический – проведение проверочных и контрольных работ, аттестация учащихся по итогам учебного года; итоговый – выполнение квалифицированных (пробных) работ, выпускные квалификационные экзамены (см. Контроль качества производственного обучения; Тестирование качества производственного обучения; Критерии оценки качества производственного обучения; Оценивание; Квалификационные пробные работы; Квалификационные экзамены).
Основным документом У.п.о. в учебной мастерской является «Журнал учета производственного обучения». В нем применительно к учебной группе в целом фиксируются с указанием затраченного времени в часах названия тем программы и отработанных при их изучении приемов, операций и их разновидностей, функций, должностных обязанностей; тематика поурочных «познавательных задач» при изучении тем, связанных с выполнением простых и сложных работ комплексного характера (см. Планирование работы мастера); проверочные работы; контрольные работы по производственному обучению. Кроме того, в «Журнале производственного обучения» на каждого учащегося ведется индивидуальный учет, где по каждой выполненной им работе комплексного характера (партии работ) указывается: наименование работ, их разряд и количество (объем), данные об ученической норме времени (выработки) и их выполнении, отметка о принятии и оценка работы (партии работ).
В процессе производственного обучения и практики учащихся на предприятиях основным учетным документом являются графики перемещения учащихся по рабочим местам, цехам и участкам, а также дневники учета производственного обучения (производственной практики), которые ведут учащиеся. Единой формы дневников не установлено, она во многом зависит от специфики профессии, формы организации производственного обучения и производственной практики, особенностей производственного процесса на предприятии. Обычно в дневнике отражаются: название и краткое содержание работ, выполненных учащимися; разряд работы; количество (объем) выполненной работы; затраченное время (в днях, часах); процент выполнения нормы; оценка качества работы, выставленная мастером производственного обучения и мастером (бригадиром) цеха (участка) предприятия.
Кроме учета успеваемости, для процесса производственного обучения характерны следующие объекты учета: учет выполнения учебного плана; учет выполнения учебной программы; учет производительности труда учащихся; учет выполнения планов производственной деятельности.
Учет выполнения учебного плана применительно к производственному обучению позволяет определить, проводится ли оно в установленные сроки, каков его режим, сколько времени на него затрачено, как это соответствует учебному плану.
Учет выполнения учебной программы производственного обучения производится путем анализа записей в «Журнале учета производственного обучения» об изученных темах и количестве часов, использованных на их изучение, анализа записей в дневниках учащихся о выполненных работах в период обучения и практики на предприятиях, анализа данных индивидуального учета учебно-производственных работ, выполненных в период обучения в учебных мастерских, и сравнения этих данных с установками учебной программы и перечнем учебно-производственных работ. Однако такой учет дает только формальное представление о выполнении учебной программы производственного обучения. Точное суждение дает только комплексный анализ учетной документации и фактических данных об успеваемости учащихся при изучении материала производственного обучения (см. Контроль качества производственного обучения; Тестирование качества производственного обучения).
Показателем учета производительности труда учащихся является процент выполнения норм времени (выработки) как по каждой учебно-производственной работе (партииработ), так по учебной группе в целом за учетный (отчетный) период. Общие показатели производительности труда в процентах группы подсчитываются по суммарным исходным данным: суммарное количество времени на выполнение работ в нормо-часах делится на суммарное фактическое время в часах, затраченное на выполнение этих работ.
Показателем учета выполнения плана производственной деятельности является процент выполнения плана, определяемый на основе сравнения суммарного времени в ученических нормо-часах, подсчитанное по сданным (одним учащимся или всей группой) в течение определенного (отчетного) времени годным учебно-производственным (производственным) работам, с плановым временем в часах на учебно-производственную (производственную) деятельность (учащегося, группы) за данный отрезок времени.
Данные У.п.о. отражаются в отчете о показателях работы учебной группы за определенный период обучения, представленном мастером производственного обучения совместно с классным руководителем.
Лит.: Грязнов Ю.М. Планирование деятельности училища и отчетность. – М., 1984; Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения. – М., 1988; Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально- технического образования. – М., 1983.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.